Интернет - Библиотека
Нормативная правовая документация

Приказ МПР РФ от 3 марта 2003 г. N 156

Об утверждении Указаний по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации

В целях обеспечения Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст.3582; 2002, N 16, ст.1569), приказываю:

Утвердить прилагаемые Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации.

 

Министр                            В.Г. Артюхов

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 мая 2003 г.

Регистрационный N 4516

Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийных разливов к чрезвычайной ситуации

1. Указания по определению нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийных разливов к чрезвычайной ситуации (далее - Указания) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов"*.

2. Настоящие Указания применяются территориальными органами и специализированными морскими инспекциями МПР России, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"**, при организации работ и осуществлении контроля за ликвидацией последствий разливов нефти и нефтепродуктов, представлении информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийными разливами.

3. Организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, а также иные организации, имеющие опасные производственные объекты и обязанные в соответствии с законодательством разрабатывать и согласовывать в установленном порядке планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее - планы ЛАРН), в случаях аварийных разливов информируют соответствующие территориальные органы или специализированные морские инспекции МПР России по установленному образцу (приложение 1).

4. При поступлении в территориальный орган или специализированную морскую инспекцию МПР России информации о разливе нефти и нефтепродуктов руководители территориального органа или специализированной морской инспекции МПР России или должностные лица, уполномоченные распоряжением руководителей указанных органов, на основании значений нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации (приложение 2) оценивают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. Для уточнения параметров и условий аварийного разлива может быть сделан запрос о дополнительной информации или проведено ознакомление на месте, в том числе, в порядке контрольно-инспекционных мероприятий.

5. Исходя из места расположения и условий разлива, степени готовности и фактических действий сил и средств, привлекаемых для его ликвидации, предварительной оценки размера вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения нефтью и нефтепродуктами и в ходе устранения аварийной ситуации и ее последствий, территориальные органы и специализированные морские инспекции МПР России могут давать органам управления, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предложения по приданию аварийному разливу статуса чрезвычайной ситуации при более низких значениях разлива, а также предложения по повышению категории чрезвычайной ситуации, объявленной по факту разлива.

6. Территориальные органы МПР России по согласованию с территориальными органами МЧС России могут принимать решение о снижении уровня разлива нефти и нефтепродуктов на местности для отнесения его к чрезвычайной ситуации с учетом природно-климатических и иных особенностей региона, в том числе дифференцированно по административным районам и муниципальным образованиям.

7. Вне зависимости от придания в установленном порядке аварийному разливу нефти и нефтепродуктов статуса чрезвычайной ситуации, территориальные органы и специализированные морские инспекции МПР России осуществляют контроль за ликвидацией разлива и последствий его негативного воздействия на окружающую среду.

______________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст.3582; 2002, N 16, ст.1569.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 46, ст.4459; 1997, N 17, ст.2011; 2002, N 15, ст.1439.

 

Приложение 1 Перечень обязательных сведений для сообщения об аварийном разливе нефти и нефтепродуктов в территориальные органы и спецморинспекции МПР России

Приложение 2 Значения нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации

Приложение 1

Перечень обязательных сведений для сообщения об аварийном разливе нефти и нефтепродуктов в территориальные органы и спецморинспекции МПР России

1. Дата, время и место разлива нефти и нефтепродуктов.

2. Источник загрязнения.

3. Причина разлива нефти и нефтепродуктов.

4. Вид и ориентировочное количество пролитых нефти и нефтепродуктов.

5. Площадь загрязнения.

6. Назначение и вид использования загрязненной территории (акватории).

7. Гидрометеорологическая обстановка.

8. Попадание или угроза попадания в поверхностные или подземные воды.

9. Для промышленных площадок: попадание или угроза попадания на сопредельные территории.

10. Для акваторий: скорость распространения и направление дрейфа пятна нефти и нефтепродуктов, вероятность загрязнения береговой линии.

11. Возможность или невозможность ликвидации загрязнения собственными силами в сроки, предусмотренные планом ЛАРН.

12. Принятые меры.

13. Дополнительная информация о разливе и ходе его ликвидации.

Приложение 2

Значения нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива к чрезвычайной ситуации

Таблица 1

На внутренних морских водах, территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации

Объект

Нижний уровень разлива

масса, т

Азовское море

0,5

Черное море

1

Каспийское море

 

- Северный Каспий

0,5

- устье Волги

0,1

Балтийское море

0,3

Моря Северного Ледовитого океана

0,5

Устье Северной Двины

0,3

Моря Тихого океана

1

Таблица 2

На поверхностных водных объектах (за исключением торфяных болот)

Категория водных объектов

Нижний уровень разлива

масса, т

легкие нефтепродукты

нефть и тяжелые нефтепродукты

Рыбохозяйственные водоемы

0,5

1

Водоемы хозяйственно-питьевого водопользования

0,5

1

Водоемы культурно-бытового водопользования

1

1,5

Таблица 3

На местности, в том числе, на поверхности торфяных болот (в тоннах)

Источник загрязнения

Вид загрязнения

Вид территории

промышленные площадки

территории населенных пунктов

водоохранные зоны водных объектов

прочие территории

с твер­дым покры­тием

без покры­тия

с твер­дым покры­тием

без покры­тия

Разведочные и эксплуатационные скважины

Нефть*

40

20

30

15

3

7

Нефте- и продуктопроводы**

Нефть

40

20

30

15

Любой факт разлива

7

Легкие нефтепродукты

30

15

20

5

3

Авто- и железнодорожные цистерны

Нефть и тяжелые нефтепродукты

10

5

5

3

Любой факт разлива

3

Легкие нефтепродукты

5

3

3

1

1

Крупнотоннажные стационарные хранилища

Нефть

30

15

20

7

3

7

Тяжелые нефтепродукты

40

20

30

15

5

15

Легкие нефтепродукты

20

7

10

5

1

5

Мелкотоннажные хранилища, объекты розничной реализации нефтепродуктов и иные источники

Нефть

10

5

6

2

Любой факт разлива

2

Тяжелые нефтепродукты

20

7

10

5

5

Легкие нефтепродукты

10

5

6

0,5

0,5

______________________________

* - Учитывается масса нефти с пластовыми и подтоварными водами.

** - В соответствии с Инструкцией о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной приказом МЧС России от 07.07.1997 N 382, любой факт порыва магистрального трубопровода требует оповещения органов МЧС России.