Интернет - Библиотека
Нормативная правовая документация

МИНИСТЕРСТВО
СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНСТРОЙ РОССИИ)

ПРИКАЗ

от 30 декабря 2015 г.

№ 978/пр

Москва

Об утверждении Изменения № 1 к СП 149.13330.2012
«Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными
возможностями. Правила проектирования»

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Правилами разработки и утверждения сводов правил, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858, подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, с пунктом 180 Плана разработки и утверждения сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил на 2015 г. и плановый период до 2017 г., утвержденного приказом Минстроя России от 30 июля 2015 г. № 470/пр, приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие с 25 марта 2016 года прилагаемое Изменение № 1 к СП 149.13330.2012 «Учреждения социального обслуживания маломобильных групп населения. Правила расчета и размещения» согласно приложению к настоящему приказу.

2. Департаменту градостроительной деятельности и архитектуры в течение трех дней со дня издания приказа направить утвержденные Изменения № 1 к СП 149.13330.2012 «Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. Правила проектирования» на регистрацию в национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

3. Департаменту градостроительной деятельности и архитектуры обеспечить опубликование на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» текста утвержденного Изменения № 1 к СП 149.13330.2012 «Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. Правила проектирования» в электронно-цифровой форме в течение 10 дней со дня регистрации свода правил национальным органом Российской Федерации по стандартизации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Х.Д. Мавлиярова.

И.о. Министра

Л.О. Ставицкий

Изменение № 1 к СП 149.13330.2012
«Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными
возможностями. Правила проектирования»

Утверждено и введено в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 978/пр

Дата введения 25 марта 2016 г.

Наименование свода правил. Заменить слово: «возможностями» на «возможностями здоровья».

Элемент «Содержание» дополнить разделами - 13 и 14:

«13 Отделения абилитации детей раннего возраста.

14 Инженерное оборудование»

Введение. Первый абзац дополнить словами:

«и ратифицированной 3 мая 2012 г. - Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» и [5]»

Последний абзац дополнить словами:

«Авторы разработки Изменения № 1 - ООО «Институт общественных зданий: научный руководитель работы и отв. исполнитель - канд. архит. А.М. Гарнец, архит. Д.Д. Зыбина, архит. Н.В. Каспер; при участии - д-р техн. наук М.М. Мирфатуллаев, д-р техн. наук Ю.М. Глуховенко, инж. В.В. Коновалова».

Пункт 1.1 после слов «педагогической реабилитации» изложить в новой редакции: «детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и их родителей, а так же отделений абилитации детей раннего возраста при реабилитационных центрах и других учреждениях медицинского и социального обслуживания населения и образовательных организациях».

Раздел 2. Заменить обозначения:

«ГОСТ Р 51648-2000» на «ГОСТ Р ИСО 23600-2013 «Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров»

«ГОСТ Р 52875-2007» на «ГОСТ Р 56305-2014 Технические средства помощи слепым и слабовидящим людям. Тактильные указатели на пешеходной поверхности»

«СП 1.13130.2009, СП 2.13130.2012, СП 5.13130.2009, СП 118.13330.2012. Наименование дополнить словами: «(с Изменением № 1)»

«СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Наименование дополнить словами: «(С изменениями)»;

раздел дополнить ссылками:

«ГОСТ 12.1.004-1991 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения

СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»

СП 132.13330.2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования»

СП 133.13330.2012 «Сети проводного вещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования»

СП 142.13330.2012 «Здания центров ресоциализации. Правила проектирования»

СП 150.13330.2012 «Дома-интернаты для детей инвалидов. Правила проектирования»

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». (С изменениями).

СанПиН 2.4.1201-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Наименование дополнить словами: «(с Изменениями)»

Раздел 3 дополнить терминами и определениями:

«3.6 абилитация: Система психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.

3.7 дети с ограниченными умственными или физическими возможностями (дети с ОВЗ): По ГОСТ Р 52495».

Пункт 4.1, 4.2, 8.1, 9.3: Заменить слова: «дети с ограниченными возможностями» на «дети с ОВЗ».

Пункт 4.1 дополнить абзацем:

«По функциональной пожарной опасности здания реабилитационных центров следует относить к классу Ф1.1.

Требования безопасности для МГН, не изложенные в настоящем своде правил, должны приниматься по СП 59.13330».

Пункт 4.3 дополнить ссылкой: «СанПиН 2.4.1201».

Пункт 4.5, четвертый абзац. Заменить слова: «реабилитации и реабилитации» на «абилитации и реабилитации».

Раздел дополнить пунктом - 4.6:

«4.6 Центр также может включать в себя отделение абилитации детей раннего возраста, предназначенное для комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям в возрасте от двух месяцев до трех лет с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и их семьям».

Раздел 5, наименование. Исключить слово: «размещения».

Пункты 5.2, 5.10, 5.12, 5.13, 5.17, 6.2, 6.8, 7.3.2, 8.5, 8.7. Заменить слово: «дети-инвалиды» на «дети с ОВЗ».

Пункт 5.4. Заменить слова: «подростков-инвалидов» на «подростков с ОВЗ, а так же площадки для детей в возрасте до трех лет, при наличии отделения абилитации»;

пункт дополнить абзацем:

«Игровые площадки должны включать в себя зоны или элементы для детей, с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. На площадках для детей раннего возраста необходимо предусматривать места для размещения родителей (коммуникационное пространство достаточного размера, скамьи для отдыха)».

Пункт 5.9. Исключить слова: «или галька»; после слова «трава» дополнить словами: «или амортизирующее синтетическое покрытие».

Раздел 6, наименование. Исключить слова: «реабилитационных центров».

Пункт 6.1. Перечисление 1) дополнить словами: «отделения абилитации (по заданию на проектирование)»;

раздел дополнить пунктом - 6.9:

«6.9 Пути эвакуации из зданий реабилитационных центров для детей и подростков с ОВЗ следует рассчитывать по установленным или апробированным методикам с учетом динамики опасных факторов по ГОСТ 12.1.004 пожара и психофизиологических возможностей детей с ОВЗ».

Пункт 8.6, таблица 10. Заменить слова: «ребенком-инвалидом» на «ребенком с ОВЗ».

Пункт 8.8 после слова: «трудоустройству» изложить в новой редакции: «зал для проведения групповых тренингов с родителями, также желательно предусмотреть отдельный вход с улицы с холлом, гардеробной и санузлами. Ориентировочные площади основных помещений приведены в таблице 12;

таблицу 12 дополнить помещением:

Помещения

Ориентировочная площадь, м2

Зал для проведения групповых тренингов с родителями

30

Раздел 9 дополнить пунктом - 9.9:

«9.9 В отделении «Мать и дитя» предусматривают: спальные комнаты для матери с ребенком, санузлы, гостиную-буфетную, игровую. Ориентировочные площади помещений отделения (на 4 ребенка с родителями) приведены в таблице 13.

Таблица 13

Помещения

Ориентировочная площадь, м2

4 двухместные спальные комнаты (4×12) м2

48

Совмещенный санузел (унитаз, умывальник, душ или ванна) на 2 комнаты (2×6) м2

12

Гостиная-буфетная

24

Игровая

12

Пункт 10.4. Заменить слова: «умственно отсталых детей» на «детей с нарушениями интеллекта».

Пункт 12.1. Первое предложение. Заменить слово: «отделение» на: «отделение иппотерапии - лечения людей с привлечением лошадей)».

Раздел 12 дополнить пунктами - 12.12 - 12.17:

«12.12 Рабочее поле манежа для занятий ЛBE должно быть размерами не менее 20×20 м. Посадка всадников на лошадь может осуществляться только в специально оборудованных зонах, обеспечивающих безопасность занимающихся, их сопровождающих и персонала (см. 12.13 - 12.15 рисунок 1)

12.13 При применении выжимного устройства для посадки на лошадь необходимо устройство перед входом в манеж паддока размерами не менее 6×6 м (рисунки 1а, 1б).

12.14 При посадке на лошадь в манеже с устройством пандуса необходимо устройство специальной зоны вне рабочего поля манежа согласно с СП 19.13330 и СП 106.13330 с устройством откидных ограждений и лестницы рекомендуется для манежей с размерами поля 20×60 м.

12.15 При посадке на лошадь в манеже, для исключения перемещения лошади, применяются подъемные устройства подвесного типа (рисунок 1в)».

12.16. Примерный перечень и площади помещений отделения ДВЕ приведены в таблице 14.

Таблица 14

Помещение

Ориентировочная площадь, м2, не менее,

Примечание

Блок занятий ЛВЕ

Манеж для групповых занятий на 1 - 2 человек

600

Размер меньшей стороны не менее 20 м

Раздевальная с душевыми

20

Возможно использование раздевальных отделения кинезотерапии

Санузлы доступные МГН (не менее 1)

5

 

Приемная-зона ожидания

40

 

Кабинет иппотерапевта

15

 

Массажный кабинет

по расчету

 

Блок содержания лошадей

Денники на 5 лошадей*

5×12

Не менее 3 м по короткой стороне

Мойка для лошадей*

9

 

Солярий*

9

 

Коридор*

По расчету

Ширина не менее 2,5 м

Кормовая с кормокухней*

По расчету

 

Амуничная*

12

 

Фуражная*

 

 

Тамбур

9

Глубина не менее 2,5 м, ширина не менее 2,8 м

___________

* В соответствии с [3].

12.17 При новом строительстве и реконструкции для отделения ЛВЕ рекомендуется применять планировочно-функциональную модель, приведенную на рисунке 2.

Свод правил дополнить разделами - 13 и 14:

«13 Отделение абилитации детей раннего возраста

13.1 Отделение абилитации детей (ОАД) предназначено для проведения следующих мероприятий:

разработка индивидуальных программ абилитации ребенка на основе комплексной медико-психолого-педагогической диагностики в рамках отделения абилитации или по согласованию с областной/районной психолого-медико-педагогической комиссией;

реализация абилитационых программ, включающих в себя индивидуальные и групповые занятия междисциплинарной команды специалистов (дефектологи, логопеды, педиатры, психологи социальные работники и др.) с детьми при участии родителей;

психолого-педагогическая, социальная поддержка семей, консультирование по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка, нуждающегося в абилитации (в том числе дистанционно и на дому);

организация досуга, клубной работы с участием родителей.

13.2 При проектировании ОАД необходимо обеспечить его удобными коммуникационными связями с блоком отделения «Мать и дитя», в котором заданием на проектирование предусматривается проживание детей раннего возраста с родителями.

13.3 Отделения ОАД включает в себя группы помещений:

- для абилитационных занятий с детьми;

- для работы с родителями;

- административно-хозяйственные;

- входная.

Примерный состав и площади помещений отделения абилитации приведен в таблице 15.

Таблица 15

Помещение

Ориентировочная площадь, м2, не менее

I. Помещения для абилитационных занятий с детьми

Кабинеты индивидуальных занятий

кабинет индивидуальных занятий с логопедом

16

кабинет индивидуальных занятий с дефектологом

16

кабинет индивидуальных занятий с психологом

15

кабинет индивидуальных занятий ЛФК и массажа

18

Зал игротерапии с лаборантской, с зеркалом Гезелла между помещениями

40 + 8

Зал(ы) групповых занятий (клубное помещение) с кладовой

60 (30×2) + 8 (кладовая)

Кабинеты медицинских специалистов*

кабинет медсестры

8

кабинет педиатра-невролога

15

кабинет психиатра

15

кабинет лор-сурдолога со звукоизолированной кабиной

18 + 8

кабинет офтальмолога с темной комнатой

18 + 6

II. Помещения для работы с родителями**

кабинет психолога

15

зал для проведения групповых тренингов с родителями

30

справочно-информационный кабинет

15

кабинет социально-юридического консультирования

6 м2/чел (не менее 12)

III. Административно-хозяйственные помещения

кабинет(ы) работы специалистов

6 м2/чел (по числу специалистов)

методический кабинет

20

кабинет дистанционного консультирования**

6 м2/чел, (не менее 8)

кабинет заведующего отделением

15

хозяйственное помещение

8

IV. Входная группа

вестибюль (с гардеробом- при наличии отдельного входа)

20

санузел

12

комната ухода за ребенком

8

колясочная

12

____________

* По заданию на проектирование, могут использоваться кабинеты врачей-специалистов отделения медико-социальной реабилитации.

** По заданию на проектирование, могут использоваться помещения отделения психолого-педагогической помощи (служб психологической реабилитации и социальной защищенности).

13.4 Во всех помещениях для индивидуальных занятий должны быть предусмотрены места для размещения родителей и зона для игр на полу и двигательной активности (не менее 2 м2), рабочие места специалистов и места хранения методических материалов (в отдельных помещениях).

13.5 По заданию на проектирование, кабинеты логопеда и дефектолога могут объединяться в единое универсализированное помещение площадью не менее 24 м2.

13.6 Групповые занятия проводятся в одном (двух) помещениях площадью не менее 60 (30×2) м2, где должны быть предусмотрены стационарные или трансформируемые зоны для проведения музыкальных, логоритмических, психологических и игровых (за столиками и на полу в «кругу») сеансов, сеансов изотерапии, социально-бытовой адаптации. Наполняемость групп составляет 2 - 6 детей с родителями.

13.7 Помещения для занятий с детьми должны формироваться вокруг рекреационных пространств, в которых предусматриваются зоны для ожидания приема (стулья, диваны), а так же игровые зоны для детей (из расчета не менее 2 м2 на ребенка, но не менее 12 м2.).

13.8 Во всех помещениях для занятий с детьми, в санузлах, комнате ухода за ребенком должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды.

13.9 При выборе внутренней отделки и оборудования помещений необходимо учитывать требования СанПиН 2.4.1.3049.

14 Инженерное оборудование

14.1 Системы водопровода, канализации и горячего водоснабжения следует проектировать в соответствии с действующими нормативными документами.

14.2 Все помещения должны быть оборудованы системами отопления и вентиляции, обеспечивающими соответствующую температуру, влажность, очистку и обезвреживание воздуха. Кондиционирование административных кабинетов предусматривается по заданию на проектирование.

14.3 Инженерное оборудование должно быть запроектировано таким образом, чтобы при его эксплуатации выполнение установленных требований к микроклимату помещений и другим условиям обеспечивало эффективное расходование энергетических ресурсов с учетом [6], [2].

14.4 Электрооборудование рассматриваемых учреждений следует проектировать в соответствии с требованиями СП 52.13330 и [7].

14.5 Здания реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья должны быть оборудованы сетями проводного вещания (радиотрансляция), телефонами и антенными телевизионными сетями, пожарной и охранной сигнализацией, видеонаблюдением (СП 133.13330), системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ); системой оповещения и управления эвакуацией, а также фотолюминесцентной эвакуационной системой (ФЭС).

14.6 При проектировании пожарной, охранной и тревожной сигнализации и средств связи следует руководствоваться СП 5.13130, СП 132.13330 и ГОСТ 12.1.004.

Помещения для постоянного пребывания инвалидов могут быть оборудованы автономными пожарными извещателями, сблокированными с общей системой оповещения и управления эвакуацией.

14.7 ФЭС должна быть на всем протяжении пути эвакуации и иметь непрерывный маршрут до эвакуационных выходов.

Более подробно решение ФЭС изложено в СП 136.13330.»

Рисунок 1

1а - Схема устройства паддока для посадки на лошадь
1б - Схема устройства пандуса при посадке в манеже
1в - Схема посадки на лошадь в манеже с использованием подвесного подъемника

ПЛАНИРОВОЧНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОТДЕЛЕНИЯ ЛВЕ ПРИ
НОВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ ЛЕЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ

Рисунок 2

Библиографию дополнить ссылками:

[5] Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».

[6] Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»

[7] ПУЭ Правила устройства электроустановок. Издание 7. Утверждены Приказом Минэнерго России от 20 июня 2002 г. № 242

Библиографические данные.

После слов «реабилитация детей-инвалидов» дополнить словами: «реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, абилитация».

Ключевые слова: детский реабилитационный центр, психолого-педагогическая помощь, медико-социальная реабилитация, реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, абилитация, ипотерапия канд. арх., профессор

 

 

Руководитель организации-разработчика

 

 

Зам. директора НИИСФ РААСН

должность

_________

личная
подпись

А.Г. Чеботарев

инициалы,
фамилия

Руководитель разработки

 

 

канд. арх., профессор

должность

_________

личная
подпись

А.М. Гарнец

инициалы,
фамилия

Исполнитель

 

 

 

 

архитектор

должность

_________

личная
подпись

Д.Д. Зыбина

инициалы,
фамилия

Исполнитель

 

 

архитектор

должность

_________

личная
подпись

Н.В. Каспер

инициалы,
фамилия

СОИСПОЛНИТЕЛИ

доктор технических наук

должность

__________

личная
подпись

М.М. Мирфатуллаев

инициалы,
фамилия

доктор техн. наук, профессор

должность

__________

личная
подпись

Ю.М. Глуховенко

инициалы,
фамилия

Исполнитель

_______________

должность

__________

личная
подпись

В.В. Коновалов

инициалы,
фамилия