Интернет - Библиотека
Нормативная правовая документация

Постановление Правительства РФ от 10 мая 2017 г. № 543

"О порядке оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон"

В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.

2. Министерству энергетики Российской Федерации до 1 января 2018 г. утвердить методику проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон.

3. Пункт 1 настоящего постановления вступает в силу с 1 июля 2018 г.

 

Председатель Правительства Российской Федерации

Д. Медведев

 

Правила оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон

(утв. постановлением Правительства РФ от 10 мая 2017 г. № 543)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ и выше и (или) объектами по производству электрической энергии суммарной установленной мощностью 25 МВт и более, в том числе объектами по производству электрической энергии, функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - объекты электроэнергетики), а также субъектов электроэнергетики, являющихся субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике (далее - субъекты электроэнергетики), к работе в отопительный сезон (далее - оценка готовности).

2. Настоящие Правила не распространяются на объекты электроэнергетики, принадлежащие потребителям электрической энергии и не влияющие на электроэнергетический режим электроэнергетических систем.

3. Оценка готовности осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации ежегодно и направлена на предупреждение нарушения энергоснабжения потребителей электрической энергии при функционировании объектов электроэнергетики в сложных технологических режимах, возникающих в период, характеризующийся повышенными электрическими и тепловыми нагрузками в условиях низких температур наружного воздуха.

4. Для оценки готовности используется:

а) информация, содержащаяся в базе данных об авариях в электроэнергетике, порядок систематизации которой определен Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 846 "Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике";

б) информация, представляемая субъектами электроэнергетики в соответствии с перечнем форм предоставления в обязательном порядке субъектами государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса информации для включения в государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 2556-р;

в) информация, представляемая в соответствии с перечнем представляемой субъектами электроэнергетики информации, формой и порядком ее представления, установленными Министерством энергетики Российской Федерации.

5. Уровень готовности субъекта электроэнергетики к работе в отопительный сезон (далее - уровень готовности) устанавливается Министерством энергетики Российской Федерации в зависимости от индекса готовности субъекта электроэнергетики к работе в отопительный сезон (далее - индекс готовности), который рассчитывается Министерством в отношении субъекта электроэнергетики на основании данных о выполнении субъектом электроэнергетики условий готовности к работе в отопительный сезон, установленных разделом IV настоящих Правил (далее - условия готовности), и соответствующей каждому условию готовности информации, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил. При этом:

а) уровень готовности "Не готов" устанавливается в случае, если индекс готовности меньше 0,95;

б) уровень готовности "Готов с условиями" устанавливается в случае, если индекс готовности меньше 1 и больше либо равен 0,95;

в) уровень готовности "Готов" устанавливается в случае, если индекс готовности равен 1.

6. В целях расчета индекса готовности Министерством энергетики Российской Федерации разрабатывается и утверждается методика проведения оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон (далее - методика), которая устанавливает порядок расчета показателей готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон (далее - показатели готовности), весовые коэффициенты показателей готовности, перечень специализированных индикаторов и порядок их расчета, с помощью которых определяется выполнение субъектами электроэнергетики каждого из условий готовности (групп условий).

7. Принятие решения Министерством энергетики Российской Федерации о готовности субъекта электроэнергетики к отопительному сезону (далее - решение о готовности) основывается на результатах мониторинга, проводимого в соответствии с разделом II настоящих Правил, и данных о несвоевременном выполнении команд субъекта оперативно-диспетчерского управления о пуске оборудования из состояния резерва, представляемых субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

8. Субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике обязаны представлять в Министерство энергетики Российской Федерации данные об авариях в электроэнергетике, систематизацию которых они осуществляют в соответствии с Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 846 "Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике", и данные о несвоевременном выполнении команд субъекта оперативно-диспетчерского управления о пуске оборудования из состояния резерва. Порядок и сроки представления указанной информации субъектами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике устанавливаются методикой.

II. Мониторинг готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон

9. Мониторинг готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон (далее - мониторинг готовности) представляет собой деятельность Министерства энергетики Российской Федерации, осуществляемую им с привлечением экспертных организаций, по сбору, обработке, анализу и оценке информации о выполнении субъектами электроэнергетики условий готовности.

10. Мониторинг готовности проводится на основании информации, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил.

11. Мониторинг готовности осуществляется непрерывно в течение всего года.

Ежемесячные результаты мониторинга готовности в течение отопительного сезона размещаются на официальном сайте Министерства энергетики Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным.

12. При проведении мониторинга готовности осуществляется оценка специализированных индикаторов, установленных методикой для каждого из условий готовности.

В случае достижения установленной величины специализированных индикаторов Министерство энергетики Российской Федерации формирует комиссию по оценке выполнения условий готовности (далее - комиссия). Положение о комиссии и состав комиссии утверждаются приказом Министерства. Состав комиссии формируется из числа работников Министерства и при необходимости в состав комиссии могут быть включены представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и (или) экспертных организаций. Продолжительность работы комиссии не может превышать 5 рабочих дней.

Итоги работы комиссии оформляются протоколом.

III. Решение о готовности субъекта электроэнергетики к работе в отопительный сезон

13. Решение о готовности оформляется соответствующим приказом Министерства энергетики Российской Федерации с выдачей паспорта готовности субъекта электроэнергетики к работе в отопительный сезон (далее - паспорт готовности) по форме согласно приложению.

При принятии решения о готовности также учитываются итоги работы комиссии в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил.

14. Решение о готовности принимается не позднее 15 ноября текущего года.

Индекс готовности рассчитывается на основании информации, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил и полученной до 1 ноября текущего года.

15. Паспорт готовности выдается субъекту электроэнергетики не позднее 5 дней со дня принятия Министерством энергетики Российской Федерации решения о готовности.

16. Информация о результатах оценки готовности и выдаче паспорта готовности размещается на официальном сайте не позднее 5 дней со дня принятия решения о готовности.

Информация об итогах прохождения отопительного сезона размещается на официальном сайте не позднее 30 апреля текущего года.

17. В случае если на момент принятия решения о готовности субъект электроэнергетики не выполнил условия готовности, предусмотренные разделом IV настоящих Правил (уровень готовности "Не готов" или "Готов с условиями"), такой субъект электроэнергетики формирует план мероприятий по обеспечению выполнения соответствующих условий готовности с указанием состава мероприятий и сроков их выполнения (далее - план мероприятий) и направляет его в Министерство энергетики Российской Федерации в течение 10 дней со дня оформления решения о готовности.

18. В случае, указанном в пункте 17 настоящих Правил, субъект электроэнергетики ежемесячно (если иная периодичность не установлена планом мероприятий), не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство энергетики Российской Федерации информацию о выполнении плана мероприятий.

IV. Условия готовности к работе в отопительный сезон

19. К группе условий готовности "Производство и отпуск энергии" относятся следующие условия:

а) обеспечение готовности генерирующего оборудования к несению нагрузки в пределах величины располагаемой электрической мощности;

б) обеспечение готовности генерирующего оборудования, предназначенного для работы в режиме отпуска тепловой энергии, к несению тепловой нагрузки в пределах закрепленной договорами о поставке тепловой мощности;

в) проведение в течение 12 месяцев до даты оценки готовности опробования котлоагрегатов и (или) газовых турбин тепловых электростанций, работающих на газе и использующих резервное (аварийное) топливо, с фактическим переводом их на работу на резервном (аварийном) топливе с соблюдением следующих условий:

перевод на сжигание резервного (аварийного) топлива должен осуществляться при нагрузке не менее 50 процентов номинальной нагрузки;

продолжительность работы на резервном (аварийном) топливе должна составлять не менее 5 минут с нагрузкой не менее 80 процентов номинальной нагрузки;

г) выполнение в соответствии с утвержденными в установленном порядке инвестиционными программами годового плана ввода в эксплуатацию новых и реконструированных объектов электроэнергетики (с прохождением их комплексного опробования), влияющих на обеспечение готовности к производству электрической и тепловой энергии и передаче электрической энергии (мощности) потребителям в предстоящий отопительный сезон;

д) готовность гидромеханического оборудования к маневрированию в условиях низких температур;

е) обеспечение готовности генерирующего оборудования к регулированию реактивной мощности в пределах паспортного регулировочного диапазона.

20. К группе условий готовности "Системная надежность" относятся следующие условия:

а) выполнение графика технического обслуживания средств диспетчерского технологического управления и систем их гарантированного электропитания, а также отсутствие на момент проверки длительно (более 25 суток) выведенного из работы оборудования средств диспетчерского и технологического управления из-за неисправности;

б) выполнение графика технического обслуживания устройств технологической и релейной защиты, сетевой, противоаварийной или режимной автоматики;

в) выполнение заданий по настройке параметров их работы, а также отсутствие на момент проверки длительно (более 25 суток) выведенных из работы этих устройств из-за неисправности;

г) соблюдение требований к существующим диспетчерским каналам связи и передачи телеметрической информации с соответствующими диспетчерскими центрами субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

д) соответствие установленным требованиям документов, определяющих порядок осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также действий персонала по предотвращению и ликвидации нарушений нормального режима, включая действия при превышении максимально допустимых перетоков в контролируемых сечениях электрической сети;

е) выполнение заданий субъекта оперативно-диспетчерского управления по настройке срабатывания автоматики частотной разгрузки и специальной автоматики отключения нагрузки;

ж) соблюдение требований к оборудованию электростанций, участвующему в общем регулировании, а также в нормированном первичном и автоматическом вторичном регулировании частоты и перетоков активной мощности, в случае, если законодательством в сфере электроэнергетики предусмотрено участие соответствующих объектов в регулировании частоты;

з) соблюдение требований к функционированию оперативно-информационного комплекса в нормальных условиях и при возникновении нарушений в его работе;

и) наличие разработанных и утвержденных в установленном порядке графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности), а также соответствующих выписок из указанных графиков на рабочих местах оперативного персонала, осуществляющего ввод графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности);

к) выполнение заданий субъекта оперативно-диспетчерского управления по настройке срабатывания и объемам подключения потребителей к автоматике частотной разгрузки и специальной автоматики отключения нагрузки;

л) соблюдение требований к существующим диспетчерским каналам связи и передачи телеметрической информации с диспетчерскими пунктами субъектов электроэнергетики и объектами электроэнергетики;

м) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора, либо его территориального органа (далее - орган федерального государственного энергетического надзора), создающих риск безопасной работы объектов электроэнергетики в условиях низких температур наружного воздуха и прохождения максимума потребления электрической энергии (мощности), отсутствие невыполненных мероприятий, разработанных по результатам расследования аварий с участием органа федерального государственного энергетического надзора, а также субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

21. К группе условий готовности "Техническое состояние" относятся следующие условия:

а) отсутствие фактов эксплуатации основного тепломеханического оборудования (котлов, паровых и газовых турбин, главных паропроводов) сверх назначенного в установленном порядке ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению ресурса работы указанного оборудования;

б) отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний органа федерального государственного энергетического надзора, создающих риск безопасной работы указанных объектов в условиях низких температур наружного воздуха и прохождения максимума потребления электрической энергии (мощности), отсутствие невыполненных мероприятий, разработанных по результатам расследования аварий с участием органа федерального государственного энергетического надзора, а также субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

в) отсутствие фактов эксплуатации основного электротехнического маслонаполненного оборудования сверх установленного срока эксплуатации без проведения технического освидетельствования.

22. К группе условий готовности "Персонал" относятся следующие условия:

а) организация работы по обучению и подготовке производственно-технического персонала;

б) обеспеченность персонала эксплуатационной и оперативной документацией, инструкциями, положениями, данными по допустимым токовым нагрузками линий электропередачи и оборудования, схемами, перечнями сложных переключений в электроустановках и тепловых схемах, а также типовыми бланками (программами) переключений, соответствующих указанным перечням, утвержденным субъектом электроэнергетики;

в) обеспеченность персонала эксплуатационной и оперативной документацией, инструкциями, положениями, данными по допустимым токовым нагрузкам линий электропередачи и оборудования, схемами и программами переключений.

23. К группе условий готовности "Противоаварийная и аварийно-восстановительная деятельность" относятся следующие условия:

а) наличие аварийного запаса оборудования и необходимых материалов для выполнения аварийно-восстановительных работ в соответствии с утвержденным субъектом электроэнергетики перечнем;

б) наличие графика проведения и проведение в соответствии с таким графиком противоаварийных тренировок персонала по предотвращению аварийных ситуаций;

в) выполнение субъектом электроэнергетики разработанного ею плана подготовки к работе в отопительный сезон, включающего в себя в том числе проведение ремонта вспомогательного оборудования, зданий и сооружений;

г) готовность субъекта электроэнергетики к проведению аварийно-восстановительных работ в условиях возникновения массовых нарушений электроснабжения потребителей;

д) выполнение субъектом электроэнергетики графика проведения противоаварийных тренировок оперативного (дежурного) персонала, в том числе по вводу графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности), проводимых с участием субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, и выполнение мероприятий, разработанных по результатам тренировок;

е) выполнение субъектом электроэнергетики графика проведения противоаварийных тренировок оперативного персонала и выполнение мероприятий, разработанных по результатам тренировок.

24. К группе условий готовности "Ремонтная деятельность" относятся следующие условия:

а) выполнение субъектом электроэнергетики разработанного им плана подготовки к работе в отопительный сезон, включающего в себя в том числе проведение ремонта основного и вспомогательного оборудования, зданий и сооружений в соответствии с согласованными субъектами оперативно-диспетчерского управления сводными годовыми графиками ремонта и испытания оборудования, влияющего на готовность выработки и передачи электрической и тепловой энергии;

б) отсутствие на момент принятия решения о готовности длительного (более 25 суток) аварийного ремонта основного оборудования, обеспечивающего несение электрической и тепловой нагрузки, характерной для периода максимума нагрузки;

в) выполнение субъектом электроэнергетики в соответствии с согласованными субъектами оперативно-диспетчерского управления сводными годовыми графиками ремонта и испытания оборудования годового плана ремонта основного оборудования, влияющего на готовность передачи электрической энергии;

г) отсутствие на момент принятия решения о готовности длительного (более 25 суток) аварийного ремонта основного оборудования, обеспечивающего передачу электрической нагрузки, характерной для отопительного сезона.

25. К группе условий готовности "Топливообеспечение" относятся следующие условия:

а) наличие на тепловых электростанциях запасов основного и резервного (аварийного) топлива в соответствии с установленными нормативами;

б) наличие заключенных договоров на поставку всех видов топлива в объемах, обеспечивающих работу тепловых электростанций в IV квартале текущего года и I квартале следующего года;

в) наличие заключенных долгосрочных договоров или соглашений на поставку резервных (аварийных) видов топлива на тепловые электростанции;

г) готовность к работе систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи на тепловых электростанциях.

26. К группе условий готовности "Передача энергии" относятся следующие условия:

а) обеспечение готовности объектов электросетевого хозяйства к передаче электроэнергии в пределах длительно допустимых значений токовых нагрузок;

б) обеспечение готовности электросетевого оборудования к регулированию реактивной мощности в пределах паспортного регулировочного диапазона;

в) выполнение в соответствии с утвержденными в установленном порядке инвестиционными программами годового плана ввода в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов электросетевого хозяйства (с прохождением их комплексного опробования), влияющих на обеспечение готовности к передаче электрической энергии (мощности) потребителям в предстоящий отопительный сезон;

г) готовность к работе схем плавки гололеда на воздушных линиях электропередачи.

27. К группе условий готовности "Оперативно-диспетчерское управление" относятся следующие условия:

а) соответствие установленным требованиям документов, определяющих порядок осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, а также действий персонала по предотвращению и ликвидации нарушений нормального режима, включая действия при превышении максимально допустимых перетоков в контролируемых сечениях электрической сети;

б) соблюдение требований к функционированию оперативно-информационного комплекса в нормальных условиях и при возникновении нарушений в его работе;

в) выполнение расчетов параметров настройки устройств релейной защиты, относящихся к объектам диспетчеризации диспетчерского центра, и выдача соответствующих заданий субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии.

28. При проведении оценки готовности субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии, учитывается выполнение условий готовности, указанных в пункте 19, подпунктах "а" - "и" пункта 20, подпунктах "а" - "в" пункта 21, подпунктах "а" - "б" пункта 22, подпунктах "а" - "б" пункта 23, подпунктах "а" - "б" пункта 24 и пункте 25 настоящих Правил.

29. При проведении оценки готовности субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства и объектами по передаче электрической энергии, учитывается выполнение условий готовности, указанных в подпунктах "а" - "д" и "з" - "к" пункта 20, подпунктах "б" - "в" пункта 21, подпунктах "а" - "б" пункта 22, подпунктах "а" и "в" - "д" пункта 23, подпунктах "в" - "г" пункта 24 и пункте 26 настоящих Правил.

30. При проведении оценки готовности субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике учитывается выполнение условий готовности, указанных в подпунктах "а" - "в", "л" и "м" пункта 20, подпунктах "а" и "в" пункта 22, подпунктах "а", "в" и "е" пункта 23 и пункте 27 настоящих Правил.

Приложение

к Правилам оценки готовности
субъектов электроэнергетики
к работе в отопительный сезон

(форма)

Министерство энергетики Российской Федерации

 

Паспорт готовности к работе в отопительный сезон 20____/____ года

 

Выдан ______________________________________________________________

(полное наименование субъекта электроэнергетики)

на основании решения Минэнерго России (приказ от _________ № ______)

 

_____________________________

______________

_____________________

(должность руководителя)

(подпись)

(Ф.И.О.)

М.П.