Интернет - Библиотека
Нормативная правовая документация

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
от 18 декабря 2015 г. № 17-4/ООГ-1797

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу определения базы для исчисления страховых взносов за себя в государственные внебюджетные фонды индивидуальным предпринимателем, в случае если его доход превысил 300 000 рублей за расчетный период, и сообщает следующее.

Из запроса следует, что индивидуальный предприниматель совмещает уплату налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

Исходя из положений части 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ данные плательщики уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за себя.

С 1 января 2014 года положениями статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода, который заключается в следующем:

- в случае если доход плательщика не превышает 300 000 рублей за расчетный период - 1 МРОТ х 26 % × 12 мес.;

- в случае если доход плательщика превышает 300 000 руб. - 1 МРОТ × 26 % × 12 мес. + 1 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 рублей.

При этом введено ограничение по размеру страховых взносов, а именно максимально возможная сумма страхового взноса, уплачиваемая самозанятыми плательщиками, определяется исходя из 8 МРОТ × 26 % × 12 месяцев.

Таким образом, если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 рублей, то такой индивидуальный предприниматель помимо фиксированного размера страховых взносов доплачивает на свое пенсионное страхование 1 % с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, но до определенной предельной величины.

Пунктами 1 и 4 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД, - в соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса.

Необходимо отметить, что положения статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя исходя из его дохода не увязываются с определением таким индивидуальным предпринимателем его налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости от применяемого режима налогообложения.

В связи с этим в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, налоговые вычеты, предусмотренные главой 23 Налогового кодекса, не учитываются.

Согласно положениям статьи 346.29 Налогового кодекса доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего ЕНВД, определяется исходя из величины вмененного дохода.

При этом пунктом 6 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются.

Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель, совмещающий два режима налогообложения - общий режим налогообложения и систему налогообложения в виде ЕНВД, - при расчете размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период суммирует доходы от всех видов деятельности, а именно доход от вида деятельности, налогообложение которой осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения (без учета налоговых вычетов, предусмотренных главой 23 Налогового кодекса), и величину вмененного дохода.

 

Заместитель директора Департамента
развития социального страхования

Л.А. Котова