Интернет - Библиотека
Нормативная правовая документация

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 29 августа 2014 г. № СМ-03-03-32/13340

"О рассмотрении обращения"

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела в рамках компетенции обращение, отправленное на официальный сайт Росприроднадзора, о разъяснении порядка применения законодательства о лицензировании и нормировании деятельности в области обращения с отходами в отношении члена саморегулируемой организации, и сообщает следующее.

Положениями ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) Закона № 89-ФЗ за индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, закреплена обязанность подтверждения отнесения данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

В соответствии с требованиями ч. 3 указанной статьи Закона № 89-ФЗ на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Необходимо обратить внимание, что с 01.08.2014, проведение работ по паспортизации отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712, которым утверждены правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности (далее - Правила).

В соответствии с п. 6 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В настоящее время разработанные Минприроды России проекты приказов "Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV класса опасности к конкретному классу опасности", "О Критериях отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду" проходят процедуру оценки регулирующего воздействия, после завершения которой будут в установленном порядке утверждены.

До вступления в силу указанных приказов Минприроды России хозяйствующим субъектам, в результате деятельности которых образуются отходы, при подготовке материалов обоснования отнесения отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды следует руководствоваться положениями действующего приказа МПР России от 15.06.2001 № 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды".

Дополнительно Служба сообщает, что Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (зарегистрирован в Минюсте России 01.08.2014 № 33393), с текстом которого можно ознакомиться на официальном сайте Службы в разделе "Государственный кадастр отходов".

По вопросу необходимости разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), Росприроднадзор сообщает следующее.

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (далее - Отчетность) в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, требования к содержанию и представлению которой изложены в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденном приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30 (далее - Отчетность).

В соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с Отчетностью.

Вместе с этим, ст. 11 Закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР в целях уменьшения количества их образования. При этом, под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (ст. 1 Закона).

В соответствии с положениями ст. 1 Закона № 89-ФЗ объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Перечень объектов размещения отходов установлен Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49.

В связи с тем, что вопрос необходимости разработки ПНООЛР субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими эксплуатацию объекта размещения отходов, не урегулирован действующим законодательством, Росприроднадзор считает целесообразным с указанным вопросом обратиться в Минприроды России, который в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404, является федеральным органом исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления.

По вопросу необходимости проведения повторной государственной экологической экспертизы проектной документации по рекультивации отработанного Мурдашевского карьера кирпичных глин, в случае внесения в нее изменений, по вопросу возможности приема от сторонних организаций отходов IV, V классов опасности, не указанных в проектной документации, а также сокращения срока рекультивации карьера без доработки проекта и проведения повторной государственной экологической экспертизы, Росприроднадзор сообщает, что для подготовки ответа по существу задаваемых вопросов представлено недостаточно информации, а именно, отсутствуют данные о реквизитах и сроке действия заключения государственной экологической экспертизы объекта.

Для подготовки ответа по существу на указанные вопросы необходимо представить в Росприроднадзор раздел проектной документации "Пояснительная записка", удовлетворяющий требованиям, установленным Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, и ранее полученное положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.

 

Заместитель Руководителя

С.И. Мороз