Resources saving. Waste treatment. Comprehensive waste treatment principles 
Интернет - Библиотека
Нормативная правовая документация

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ГОСТ Р
55088-
2012

Ресурсосбережение.
Обращение с отходами

ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Москва

Стандартинформ

2014

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ» (ФГУП «ВНИЦСМВ») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 349 «Обращение с отходами»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 ноября 2012 г. № 789-ст

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного документа С(76)155 (Final):1976 Recommendation of the Council on a Comprehensive Waste Management Policy (Рекомендация Совета ОЭСР о рациональной политике обращения с отходами)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Содержание

1 Область применения. 2

2 Нормативные ссылки. 2

3 Термины и определения. 3

4 Принципы рациональной политики обращения с отходами. 3

4.1 Охрана окружающей среды.. 3

4.2 Сокращение числа источников образования отходов. 3

4.3 Утилизация и переработка. 4

5 Инструменты политики и распределение расходов. 4

6 Доступ к информации. 4

7 Административные меры.. 4

Библиография. 5

Введение

Одной из наиболее актуальных проблем в Российской Федерации и других странах является проблема рационального обращения с отходами, а именно сбор, удаление, переработка и захоронение отходов. С учетом того, что в Российской Федерации образуется значительное количество отходов, возникает необходимость усиления государственного регулирования в этой области для решения вышеупомянутой проблемы, а также принципов, относящихся к международным экономическим аспектам природоохранной политики [1], [2].

Настоящий стандарт подготовлен с целью продвижения в Российской Федерации политики рационального обращения с отходами, а также внедрения мер по уменьшению количества отходов и их утилизации, что может внести значительный вклад в осуществление политики сбережения ресурсов.

При подготовке настоящего стандарта был использован Рекомендательный документ С(76)155(Final) о рациональной политике обращения с отходами, принятый Советом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для стран - членов ОЭСР.

ГОСТ Р 55088-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ресурсосбережение.

Обращение с отходами

ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Resources saving. Waste treatment. Comprehensive waste treatment principles

Дата введения - 2014-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает меры, которые следует принимать в рамках реализации принципов рационального обращения с отходами.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применен следующий термин с соответствующим определением:

3.1 принципы рационального обращения с отходами (comprehensive waste management policy): Соответствующая система мер в отношении создания, производства и использования продукции, а также переработки и управления отходами, направленная на наиболее эффективное и экономичное снижение неудобств и расходов, создаваемых отходами.

Примечание - Согласно ГОСТ Р 30772-2001, статья 5.15, - обращение с отходами: Виды деятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизованными) организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами, включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопления отходов, а также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание, транспортирование, хранение, захоронение, уничтожение и трансграничные перемещения.

4 Принципы рациональной политики обращения с отходами

Учитывая, что количество отходов, подлежащих управлению, значительно возросло во многих областях производства и потребления, а содержание в отходах широкого спектра опасных материалов и веществ делает обращение с отходами все более трудным и дорогостоящим, в Российской Федерации должны быть реализованы следующие основные принципы природоохранной политики.

4.1 Охрана окружающей среды

4.1.1 Рациональная политика обращения с отходами должна быть сформирована таким образом, чтобы осуществлялся принцип охраны окружающей среды в целом, а не отдельных составляющих ее факторов, а также, чтобы меры по охране одной природной зоны не приводили к передаче проблем загрязнения в другую природную зону.

4.1.2 Уполномоченные органы Российской Федерации должны обеспечить, чтобы необходимость охраны здоровья человека и окружающей среды была должным образом учтена на каждом этапе: производства, потребления, удаления продуктов потребления, включая операции по переработке или рециклингу, особенно в отношении токсичных и опасных отходов.

4.2 Сокращение числа источников образования отходов

4.2.1 Предотвращение образования отходов и стимулирование их переработки может внести крупный вклад в осуществление политики сбережения ресурсов и обращения с отходами. Уполномоченные органы Российской Федерации должны разработать комплекс мер, направленных на предотвращение или уменьшение образования отходов с учетом уровня расходов на эту деятельность, и способствовать их осуществлению. Эти меры должны касаться всех типов отходов, образующихся как в результате производственной деятельности, так и потребления.

К таким мерам относят:

- разработку и маркетинг продукции, включая рациональное использование упаковки и, при необходимости, продление срока ее службы;

- изменение производственных процессов;

- повторное использование продукции и, в частности, упаковки (в случае необходимости, с использованием мер по стандартизации);

- использование альтернативной продукции;

- информирование и просвещение общественности о том, как различные способы потребления влияют на образование отходов.

4.3 Утилизация и переработка

4.3.1 Уполномоченные органы Российской Федерации должны разрабатывать и осуществлять надлежащие меры с целью содействия переработке отходов во всех тех случаях, когда утилизация и трансформация отходов выгодны с точки зрения расходов с учетом возможности использования отходов для рекультивации или удобрения земель, в качестве источников вторичного сырья или энергии, а также возможности частичной рекуперации энергетической ценности, содержащейся в продукции.

4.3.2 Уполномоченные органы Российской Федерации должны выработать и осуществлять рациональную политику обращения с отходами, которая бы полностью соответствовала целям охраны окружающей среды и рациональному использованию энергии и ресурсов с учетом экономических ограничений и различий, характерных для местных условий.

5 Инструменты политики и распределение расходов

5.1 Одним из основных принципов природоохранной политики является принцип «загрязнитель платит» [3]. Следует отметить, что применение этого принципа должно способствовать как предупреждению образования отходов, так и их переработке.

5.2 Однако, при необходимости, уполномоченные органы Российской Федерации могут использовать особые инструменты политики для стимулирования выполнения мер, направленных на предотвращение образования отходов и их переработку, как это определено выше, в том числе опираясь на международную практику и законодательство в отношении международных экономических аспектов природоохранной политики [2], в том числе применение принципа «загрязнитель платит» [3].

6 Доступ к информации

6.1 Уполномоченные органы Российской Федерации должны разрабатывать и применять соответствующие меры для того, чтобы получить всю необходимую информацию с целью организации наиболее экономичного и обоснованного способа удаления и утилизации отходов, реализуя при этом принципы охраны окружающей среды.

6.2 Такие меры должны также применяться по отношению к хозяйствующим субъектам, предприятиям, получившим лицензию на деятельность по удалению отходов, а именно тех видов отходов, за обращение с которыми они несут ответственность от имени третьей стороны. При применении таких мер, необходимая информация может также касаться произведенной или импортированной продукции в зависимости от того, в какой степени эта продукция может приводить к образованию отходов, которые могут нанести ущерб окружающей среде.

7 Административные меры

7.1 При применении принципов, определенных выше, уполномоченные органы Российской Федерации должны, согласно национальному законодательству и соответствующим нормативным документам, принимать административные меры, предназначенные для организации обращения с отходами, по возможности, на рациональной основе.

7.2 К таким мерам относят:

- создание перечня типов и количества отходов, которые подлежат удалению;

- организация сбора отходов для содействия переработке (например, предварительная сортировка, специальная схема сбора, «рынки отходов»);

- создание «центров управления отходами», деятельность которых должна охватывать достаточно широкие географические зоны, чтобы обеспечить осуществление этой деятельности на экономически приемлемых условиях;

- содействие проведению научно-исследовательских работ в области разработки методов обращения с отходами и создания малоотходных технологий, включая соответствующую финансовую помощь исследовательским и демонстрационным предприятиям;

- поддержка создания рынка продукции, изготовленной из вторичного сырья;

- организация информационных систем и кампаний, как для производственного сектора, так и для общественности, направленных на пропаганду уменьшения количества отходов, содействие деятельности по переработке отходов и использованию продукции, изготовленной из вторичного сырья.

7.3 Указанные административные меры могут, в частности, привести к наделению определенными обязанностями по обращению с отходами тех органов, компетенция которых распространяется за пределы традиционных административных границ.

7.4 Российская Федерация должна сотрудничать с другими заинтересованными странами и международными организациями с целью принятия мер, предпринимаемых для осуществления такой рациональной политики обращения с отходами, которая не должна отрицательно воздействовать на другие страны и, в частности, не приводила к диспропорциям в международной торговле и других международных экономических аспектах.

Библиография

[1]

Федеральный закон от
24.06.1998 № 89-ФЗ
(ред. от 28.07.2012)

Об отходах производства и потребления

[2]

OECD С(72)128:1972

Recommendation of the Council on Guiding Principles concerning International Economic Aspects of Environmental Policies (Рекомендация Совета ОЭСР о руководящих принципах в отношении международных экономических аспектов природоохранной политики)

[3]

OECD 0(74)223:1974

Recommendation of the Council on the Implementation of the Polluter-Pays Principle (Рекомендация Совета ОЭСР о внедрении принципа «загрязнитель платит»)

 

Ключевые слова: охрана окружающей среды, экологический менеджмент, обращение с отходами, утилизация отходов, переработка отходов, ресурсосбережение