НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ
Стандарт организации
Автомобильные дороги
УСТРОЙСТВО АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ
ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Часть 5
Устройство асфальтобетонных покрытий
из холодного асфальтобетона
СТО НОСТРОЙ 2.25.40-2011
Москва 2012
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН |
Обществом с ограниченной ответственностью «МАДИ-плюс» |
2 ПРЕДСТАВЛЕН НА УТВЕРЖДЕНИЕ |
Комитетом по транспортному строительству Национального объединения строителей, протокол от 21 ноября 2011 г. № 10 |
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ |
Решением Совета Национального объединения строителей, протокол от 5 декабря 2011 г. № 22 |
4 ВВЕДЕН |
ВПЕРВЫЕ |
Введение
Настоящий стандарт разработан в соответствии с Программой стандартизации Национального объединения строителей, утвержденной Решением Совета Национального объединения строителей от 20 апреля 2011 г.
Стандарт направлен на реализацию в Национальном объединении строителей Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и иных законодательных и нормативных актов, действующих в области градостроительной деятельности.
Авторский коллектив: докт. техн. наук А.В. Руденский (ФГУП РосдорНИИ), канд. техн. наук Г.Н. Кирюхин (ОАО СоюздорНИИ), канд. техн. наук М.С. Мелик-Багдасаров (ЗАО Асфальттехмаш), канд. техн. наук Э.В. Котлярский (МАДИ), А.В. Коротков (МАДИ).
Работа выполнена под руководством докт. техн. наук, проф. В.В. Ушакова (МАДИ) и канд. техн. наук Л.А. Хвоинского (СРО НП «МОД СОЮЗДОРСТРОЙ»),
СТАНДАРТ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРОИТЕЛЕЙ
Автомобильные дороги УСТРОЙСТВО
АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ Часть 5 Устройство
асфальтобетонных покрытий из холодного Roads Installation of asphalt concrete road pavements Part 5. Installation of cold asphalt concrete pavements |
1 Область применения
Настоящий стандарт организации распространяется на автомобильные дороги и устанавливает правила производства работ при устройстве асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог из холодного асфальтобетона.
2 Нормативные ссылки
В настоящем документе использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил:
ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия
ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия
ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия
ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний
ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием
ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетоны щебеночномастичные. Технические условия
ГОСТ Р 50597-93 Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения
ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия
ГОСТ Р 52128-2003. Эмульсии битумные дорожные. Технические условия
ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия
СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования.
СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство
СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги
СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги
СТО НОСТРОЙ 2.25.36-2011 Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 1. Общие положения
СТО НОСТРОЙ 2.25.37-2011 Устройство асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог. Часть 2. Устройство асфальтобетонных покрытий из горячего асфальтобетона
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальных сайтах национального органа Российской Федерации по стандартизации и НОСТРОЙ в сети Интернет или по ежегодно издаваемым информационным указателям, опубликованным по состоянию на 1 января текущего года. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться новым (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 асфальтоукладчик: Самоходная машина, предназначенная для приемки, распределения, выравнивания и предварительного уплотнения асфальтобетонной смеси при устройстве дорожных покрытий.
3.2 битум модифицированный полимером: Органическое вяжущее, полученное после введения в битум модифицирующих добавок полимеров с целью изменения свойств материала для достижения требуемых показателей.
3.3 вибрационный каток: Самоходная дорожная машина на гладких металлических вальцах, один или два из которых являются вибрационными для послойного уплотнение асфальтобетонных смесей и других материалов конструктивных слоев дорожной одежды.
3.4 винтовой шнек: Рабочий орган асфальтоукладчика для равномерного распределения смеси по ширине укладываемой полосы.
3.5 выглаживающая плита: Рабочий орган асфальтоукладчика статического или вибрационного типа для создания поперечного профиля, выравнивания и предварительного уплотнения уложенного слоя заданной толщины и ширины.
3.6 гладковальцовый каток: Самоходная дорожная машина на гладких металлических вальцах, с помощью которых производится послойное уплотнение асфальтобетонных смесей и других материалов конструктивных слоев дорожной одежды.
3.7 каток на пневматических шинах: Самоходная дорожная машина на пневматических шинах с гладким или рифленым протектором для послойного уплотнение асфальтобетонных смесей и других материалов конструктивных слоев дорожной одежды.
3.8 комбинированный каток: Самоходная дорожная машина, имеющая один гладкий металлический вибрационный валец на одной оси и пневматические шины на другой оси, для послойного уплотнение конструктивных слоев нежесткой дорожной одежды из асфальтобетонных смесей и других материалов.
3.9 поверхностно-активное вещество: Минеральные или органические добавки, вводимые в смесь для повышения сцепления вяжущего с поверхностью каменного материала или с целью регулирования процессов формирования в смеси.
3.10 покрытие: Верхний слой дорожной одежды, воспринимающий усилия от колес автомобилей и подвергающийся непосредственному воздействию атмосферных факторов.
3.11 полимерно-битумное вяжущее: Органическое вяжущее, полученное путем объединения битума с полимером в присутствии пластификатора или без него.
3.12 брус вибрационный (вибробрус): Вибрационный уплотняющий рабочий орган с узкой опорной плитой в виде бруса и с несколькими вибраторами, размещенными в один ряд, применяющийся для предварительного уплотнения песчаного слоя, слоев цементобетонных, асфальтобетонных, цементогрунтовых и других смесей.
3.13 холодная асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка и минерального порошка), жидкого дорожного битума или битумной эмульсии (с полимерными добавками или без них), взятых в определенных рациональных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.
3.14 холодный асфальтобетон: Уплотненная холодная асфальтобетонная смесь.
4 Требования к материалам, холодным асфальтобетонным смесям и холодному асфальтобетону
4.1 Требования к материалам
4.1.1 Для приготовления холодного асфальтобетона применяют щебень из
плотных горных пород по ГОСТ 8267 и щебень из металлургических шлаков по ГОСТ 3344 с размером фракций от 5 до 40 мм. Физико-механические характеристики щебня в зависимости от типа и марки смеси приведены в таблице Г.1 (приложение Г).
Примечание - Для смесей II марки допускается снижать износостойкость щебня на одну марку при соответствующем технико-экономическом обосновании.
4.1.2 Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне должно быть не более, % по массе:
- 10 - для смесей I марки;
- 20 - для смесей II марки.
4.1.3 Содержание дробленых зерен в применяемом щебне из гравия должно быть не менее, % по массе:
- 90 - для смесей I марки;
- 80 - для смесей II марки.
4.1.4 Номинальный максимальный размер щебня и вид асфальтобетона рекомендуется назначать в зависимости от толщины устраиваемого конструктивного слоя в соответствии с данными таблицы 4.1.
Таблица 4.1
Показатели |
Вид асфальтобетона |
||
высокопористый щебеночный |
Бх, Вх |
Гх, Дх |
|
Толщина слоя, см |
5,0 - 15,0 |
4,0 - 5,0 |
4,0 - 5,0 |
Расход смеси, кг/м2 |
125 - 375 |
100 - 125 |
95 - 120 |
Примечание - Расход смеси указан из расчета истинной плотности минеральной части в пределах 2,7 - 2,8 г/см3 и является ориентировочным. |
4.1.5 Природный песок должен отвечать требованиям ГОСТ 8736.
4.1.6 Песок из отсевов дробления горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736 и таблице Г.2 (приложение Г). Марка по прочности песка должна быть не ниже 1000, содержание глинистых частиц, определяемых методом набухания, не более 0,5 %, а содержание зерен мельче 0,16 мм в песке не должно превышать 20 %.
Примечание - В смесях II марки допускается применять шлаковый песок, соответствующий требованиям ГОСТ 3344, песок из отсевов дробления осадочных (карбонатных и других) горных пород с прочностью от 600 до 1000, а также природный песок в соотношении с песком из отсевов дробления не более чем 1:1.
4.1.7 Минеральный порошок должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 52129. При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применять взамен минерального порошка пыль из системы пылеулавливания смесительной установки в количестве до 50 % по массе в смесях I марки и без ограничения в смесях II марки.
4.1.8 Содержание глинистых частиц в пыли улавливания по методу набухания в цилиндре не должно превышать 5,0 % по массе.
4.1.9 В качестве вяжущих применяют:
- битумы нефтяные дорожные жидкие по ГОСТ 11955;
- битумные эмульсии по ГОСТ Р 52128;
- органические вяжущие, полученные на основе полимерно-битумных вяжущих дорожных (на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол по ГОСТ Р 52056), а также другие битумные вяжущие с улучшенными свойствами, включая модифицированные, по техническим условиям производителя. Марка исходного битума, полимерно-битумного вяжущего и битума модифицированного полимером должна соответствовать климатическим и транспортно-эксплуатационным условиям применения холодного асфальтобетона в покрытии автомобильных дорог в соответствии с таблицей Б.1 (приложение Б).
4.1.10 Для холодных асфальтобетонных смесей может использоваться эмульсия ЭБК-3 или ЭБПК-3 в соответствии с таблицей Б.2 (приложение Б).
4.1.11 В качестве замедлителя скорости распада эмульсий при подборе ее состава применяются растворы эмульгаторов, при приготовлении которых используются поверхностно-активные вещества (ПАВ) типа жирных полиаминов, амидоаминов, имидазолинов и четвертичных аммониевых солей или сульфат алюминия.
4.1.12 В качестве фибры для повышения эксплуатационных свойств эмульсионного вяжущего допускается использовать стекловолокно в виде непрерывной нити, подлежащей измельчению специальной установкой до 0,5 - 3,0 см или в заранее измельченном виде путем предварительного введения в смесь. Используемое стекловолокно должно иметь линейную плотность не менее 2400 текс, влажность не более 0,2 % и не содержать загрязняющих примесей.
4.1.13 При неудовлетворительной адгезии битумного вяжущего к поверхности каменных материалов по пункту 24 ГОСТ 9128 необходимо применять добавки ПАВ и активаторов, чтобы обеспечить требуемую водостойкость асфальтобетона.
4.2 Холодные асфальтобетонные смеси и асфальтобетон
4.2.1 В зависимости от крупности заполнителя холодные асфальтобетонные смеси подразделяются на виды:
- крупнозернистые;
- мелкозернистые;
- песчаные.
Максимальный размер щебня или гравия и вид асфальтобетона рекомендуется назначать в соответствии с пунктом 4.1.12. СТО НОСТРОЙ 2.25.37.
4.2.2 В зависимости от применяемого крупного заполнителя холодные асфальтобетонные смеси делятся на щебенистые и гравийные.
4.2.3 В зависимости от содержания каркасных зерен смеси бывают среднещебенистые (Бх), малощебенистые (Вх) и песчаные из дробленого (Гх) и природного (Дх) песка.
4.2.4 В зависимости от остаточной пористости холодные смеси могут быть высокопористыми и плотными.
4.2.5 Холодные смеси и холодный асфальтобетон в зависимости от качества применяемых материалов подразделяют на марки, приведенные в таблице 4.2.
Таблица 4.2 - Классификация холодных асфальтобетонных смесей по маркам
Вид и тип смесей и асфальтобетонов |
Номинальный максимальный размер щебня, мм, не более |
Марка |
Высокопористые щебеночные |
40 |
I |
Щебеночные (Бх, Вх) |
20 |
I, II |
Гравийные (Бх, Вх) |
20 |
II |
Песчаные Гх |
10 |
I, II |
Песчаные Дх |
10 |
I |
4.2.6 Зерновые составы минеральной части смесей должны отвечать требованиям таблицы А.1 (приложение А).
4.2.7 Пористость минеральной части различных типов холодных асфальтобетонов должна быть не менее:
- Бх - 18%;
- Вх - 20%;
- Гх, Дх - 22 %;
- высокопористых щебенистых - 19 %.
4.2.8 Холодные асфальтобетоны типов Бх, Вх, Гх и Дх должны иметь остаточную пористость от 6,0 % до 10,0 %, а водонасыщение - от 5,0 % до 9,0 % по объему.
4.2.9 Слеживаемость холодных асфальтобетонных смесей оценивается числом ударов груза по конусу по ГОСТ 12801, не более 10.
4.2.10 Технические требования к показателям физико-механических свойств холодных асфальтобетонных смесей в зависимости от дорожно-климатической зоны и марки смеси приведены в таблице А.2 (приложение А) и должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128 и настоящего стандарта.
4.2.11 Технические требования к показателям физико-механических свойств высокопористых щебеночных холодных асфальтобетонных смесей для устройства нижних слоев дорожных покрытий и оснований приведены в таблице А.3 (приложение А) и должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128 и настоящего стандарта.
4.2.12 Холодные смеси должны быть устойчивыми к расслаиванию при хранении в накопительных бункерах и штабелях, транспортировании и загрузке-выгрузке.
4.2.13 Смеси должны быть однородными и иметь блестящий черный цвет. Однородность смесей оценивается по ГОСТ 12801 коэффициентом вариации водонасыщения, который должен быть не более 0,15.
5 Технология устройства покрытий из холодных асфальтобетонных смесей
5.1 Общие положения
5.1.1 Покрытие из холодного асфальтобетона следует устраивать при температуре окружающего воздуха не ниже плюс 5 °С на основаниях с положительной температурой. Для укладки холодных асфальтобетонных смесей при пониженных температурах воздуха необходимо разрабатывать специальный технологический регламент.
5.1.2 В состав работ по устройству покрытий из холодного асфальтобетона
входят следующие технологические операции:
- подготовительные работы;
- приемка доставленной асфальтобетонной смеси и выгрузка в бункер асфальтоукладчика или другого механизма;
- укладка смеси асфальтоукладчиком или другим механизмом;
- уплотнение уложенного слоя.
5.1.3 Темп укладки холодной асфальтобетонной смеси должен быть непрерывным и согласован с запасами, предварительно заготовленными на приобъектном складе или на складе асфальтобетонного завода, количеством транспортных средств для доставки смеси, производительностью асфальтоукладчика (асфальтоукладчиков) и звена дорожных катков для уплотнения покрытия. Темп работ устанавливается проектом производства работ.
5.1.4 Для укладки смеси рекомендуется применять асфальтоукладчики с автоматической системой обеспечения ровности и поперечного уклона.
5.1.5 Для уплотнения покрытий из асфальтобетонной смеси применяют дорожные катки массой от 8 до 18 т.
5.2 Подготовительные работы
5.2.1 Подготовительные работы при устройстве покрытий из холодных асфальтобетонных смесей производят в соответствии с пунктами 5.2.1 - 5.2.4 СТО НОСТРОЙ 2.25.36.
5.2.2 Приготовленную асфальтобетонную смесь в зависимости от конструкции асфальтосмесительной установки перемещают в накопительный бункер и затем на склад холодной асфальтобетонной смеси на асфальтобетонном заводе или в кузов автомобиля-самосвала для транспортирования на временный приобъектный склад в непосредственной близости от места укладки смеси в покрытие.
5.2.3 Укладка смеси в штабель приобъектного склада или склада асфальтобетонного завода во избежание слеживаемости должная производиться после ее остывания до температуры окружающего воздуха. Температуру смеси при перевозке можно ориентировочно определить по зависимости В.1 и таблице В.2 (приложение В).
5.2.4 Хранение холодной асфальтобетонной смеси в летний период возможно в открытом штабеле высотой не более 2 метров в течение 2 месяцев во избежание слеживаемости.
5.2.5 Зимой хранение смеси необходимо организовать в закрытом складе или под навесом.
На территории асфальтобетонного завода целесообразно предусмотреть склад временного хранения остывающей холодной асфальтобетонной смеси емкостью, позволяющей разместить смесь, в количестве до 1 сменной выработки асфальтобетонного завода.
Примечание - При стесненных условиях организуется временная площадка для хранения холодной асфальтобетонной смеси, выпущенной асфальтосмесителем за 3 - 5 ч работы асфальтобетонного завода.
5.3 Доставка смеси на объект
5.3.1 Необходимое количество и грузоподъемность транспортных средств и технологические этапы перевозки определяют в соответствии с пунктами 5.3.1 - 5.3.3 СТО НОСТРОЙ 2.25.36.
5.3.2 Температура асфальтобетонной смеси при отгрузке потребителю должна быть равна температуре воздуха, но не выше плюс 35 °С. При больших расстояниях перевозки и предполагаемом хранении смеси в штабеле на приобъектном складе допускается отгрузка неостывшей смеси.
5.3.3 Дальность и продолжительность транспортирования холодных асфальтобетонных смесей не ограничена. При отгрузке еще неостывшей смеси необходимо определить время ее остывания в процессе перевозки по формуле (В.1) и рисунку В.2 (приложение В).
5.3.4 Требуемое количество автомобилей-самосвалов соответствующей грузоподъемности определяется с учетом состояния автомобильных дорог, погодноклиматических условий, емкости и удаленности приобъектного склада для временного хранения холодной асфальтобетонной смеси.
5.3.5 Производитель работ на объекте перед разгрузкой автомобиля-самосвала должен убедиться, что доставлен необходимый вид холодной асфальтобетонной смеси. Если смесь не соответствует предъявляемым требованиям, согласно 4.2.11 настоящего стандарта, то машина с забракованной смесью отправляется на асфальтобетонный завод.
5.4 Устройство покрытий из холодных асфальтобетонных смесей
5.4.1 Устройство покрытий из холодных асфальтобетонных смесей осуществляется в соответствии с пунктами 5.4.1 - 5.4.9, 5.4.11 СТО НОСТРОЙ 2.25.36.
Примечание - Предварительно необходимо осуществить прорезку ранее уложенного и уплотненного слоя асфальтобетонного покрытия на всю его толщину по линии поперечного стыка с помощью нарезчика с алмазным диском, а затем удалить лишний материал в подготавливаемой зоне за линией стыка. Местоположение линии стыка определяется с помощью 3-метровой рейки, прикладываемой в продольном направлении в месте сопряжения.
5.5 Уплотнение асфальтобетонных слоев
5.5.1 Холодную асфальтобетонную смесь уплотняют дорожными катками после распределения ее асфальтоукладчиком.
Примечание - Уплотнение следует начинать с поперечного сопряжения полос.
5.5.2 При уплотнении слоев покрытий толщиной до 10 см рекомендуется использование катков на пневматических шинах массой 16 т (от 6 до 8 проходов по одному следу) или гладковальцовых катков массой от 6 до 10 т (от 4 до 6 проходов).
Уплотнение холодных асфальтобетонных смесей с активированными материалами допускается производить катками массой от 10 до 13 т, если в процессе уплотнения не появляются трещины.
5.5.3 При устройстве оснований толщиной слоя от 10 до 18 см используется самоходный каток на пневматических шинах массой 16 т (от 6 до 8 проходов), затем гладковальцовый каток массой от 10 до 12 т (от 4 до 6 проходов по одному следу).
5.5.4 Рабочая скорость движения катков при первых двух проходах не должна превышать 2 - 3 км/ч, при последующих - 12 - 15 км/ч.
5.5.5 Давление в шинах катка в начале уплотнения должно быть не более 0,3 МПа, при окончании - 0,8 МПа.
5.5.6 При движении катков необходимо исключить резкое торможение и реверсирование.
5.5.7 Первый проход каток должен совершить по краю ранее уложенной полосы. При этом валец должен выходить за край полосы на 5 - 10 см. В процессе уплотнения катки должны осуществлять челночное движение по укатываемой полосе в продольном направлении, перекрывая каждый след на 20 - 30 см в поперечном направлении. Уплотнение надо начинать от краев к оси дороги, а затем от оси к краям. Схема укатки должна обеспечивать равномерное уплотнение по ширине укатываемого полотна, что достигается одинаковым числом проходов катков по одному следу.
5.5.8 При большой ширине укладки и высоком темпе работ катки располагаются уступом друг за другом и перемещаются каждый по своей полосе уплотнения с перекрытием следа (переднего катка задним) на 20 - 30 см. Совершив один двойной проход, катки смещаются поперек полосы укладки на ширину вальцов с учетом перекрытия следа. После уплотнения покрытия по всей ширине укладки катки возвращаются на исходную позицию (на первую полосу уплотнения), после чего цикл проходов повторяется. Расстояние между катками в данном случае ограничивается условиями требований техники безопасности и может составлять от 2 до 3 м. Необходимо исключить остановку катков на неуплотненном слое.
Примечание - Длина микрозахватки уплотнения зависит от принятой схемы организации работ, подвоза асфальтобетонной смеси, ширины проезжей части и ширины укладки и может составлять от 50 до 60 м, а в стесненных условиях - от 30 до 40 м.
5.5.9 В зависимости от погодно-климатических условий в начальный период эксплуатации покрытия из холодного асфальтобетона необходимо для его доуплотнения и формирования организовать регулирование движения автомобильного транспорта по разным полосам наката путем установки ограждений. Необходимо исключить проезд автомобилей по одной полосе наката и ограничить скорость движения 40 км/ч путем установки временных дорожных знаков.
6 Контроль качества работ и приемо-сдаточные испытания
6.1 Операционный контроль качества устройства асфальтобетонных покрытий
6.1.1 Операционный контроль осуществляют в полном соответствии с пунктами 6.1.1 - 6.1.14 СТО НОСТРОЙ 2.25.37.
6.1.2 Схема проведения контроля качества асфальтобетонной смеси приведена в приложении Д.
6.2 Приемочный контроль
6.2.1 Приемку работ при устройстве дорожных асфальтобетонных покрытий осуществляют согласно СНиП 3.06.03, в полном соответствии с пунктами 6.2.1 - 6.2.13 СТО НОСТРОЙ 2.25.37.
6.2.2 Степень уплотнения холодного асфальтобетона в конструктивных слоях оценивают согласно СНиП 3.06.03 по показателю «коэффициент уплотнения», который должен быть не ниже 0,96.
7 Техника безопасности
7.1 При проведении работ по устройству асфальтобетонных покрытий необходимо соблюдать требования СНиП 12-03, СНиП 12-04, СНиП 3.06.03, а также должны быть приняты меры по обеспечению безопасности движения автотранспорта.
7.2 До начала работ по устройству асфальтобетонного покрытия необходимо оградить участок работ дорожными знаками, а движение автотранспорта направить в объезд (расстановка дорожных знаков производится в соответствии с ВСН 37-84 [11]).
7.3 Люди, находящиеся на площадке, должны иметь установленную спецодежду.
7.4 В случаях проведения работ в вечернее и ночное время необходимо организовать соответствующее освещение места работ с помощью прожекторов или мощных светильников на временных опорах. Установить в зоне работ специальное светотехническое предупреждающее оборудование в виде импульсных сигнальных фонарей красного цвета (работающих от любого источника питания мощностью не более 36 В) на высоте не менее 1,2 м и видных на расстоянии не менее 50 м, а также импульсных инвентарных сигнальных стрелок, указывающих направление движения общего транспорта.
7.5 При разгрузке автомобиля запрещают нахождение рабочих между бункером асфальтоукладчика и автомобилем. Поднятый кузов автомобиля разрешают очищать только специальным скребком с длинной ручкой, работая только с земли, а не с колес или борта автомобиля.
7.6 Нахождение рабочих на покрытии во время его уплотнения катками запрещается. Во время работ запрещают выход рабочих за ограждения и нахождение на площадке посторонних лиц.
7.7 По окончании работ инструмент, инвентарь и защитные приспособления должны быть убраны в специально отведенные места, не мешающие движению общего транспорта, а механизмы должны быть отведены в специальные места стоянки или ограждены в случае нахождения их на проезжей части.
Приложение А
(обязательное)
Технические
требования к холодным асфальтобетонным смесям
извлечение из ГОСТ
9128
Таблица А.1 - Требования к зерновому составу холодных асфальтобетонных смесей
Вид тип смеси и асфальтобетона |
Размер зерен, мм, мельче |
||||||||||
40 |
20 |
15 |
10 |
5 |
2,5 |
1,25 |
0,63 |
0,315 |
0,16 |
0,071 |
|
Бх |
100 |
90 - 100 |
85 - 100 |
70 - 100 |
50 - 60 |
33 - 46 |
21 - 38 |
15 - 30 |
10 - 22 |
9 - 16 |
8 - 12 |
Вx |
100 |
90 - 100 |
85 - 100 |
75 - 100 |
60 - 70 |
48 - 60 |
38 - 50 |
30 - 40 |
23 - 32 |
17 - 24 |
12 - 17 |
Гх, Дх |
100 |
100 |
100 |
100 |
70 - 100 |
62 - 82 |
40 - 68 |
25 - 55 |
18 - 43 |
14 - 30 |
12 - 20 |
Высокопористый щебеночный |
90 - 100 |
55 - 75 |
35 - 64 |
22 -5 2 |
15 - 40 |
10 - 28 |
5 - 16 |
3 - 10 |
2 - 8 |
1 - 5 |
1 - 4 |
Таблица А.2 - Технические требования к плотному холодному асфальтобетону для устройства верхних слоев покрытий
Предел прочности при сжатии при температуре 20 °С, МПа, не менее |
Значения для марки и типа |
|||
I |
II |
|||
Бх, Вх |
Гх |
Бх, Вх |
Гх, Дх |
|
До прогрева: |
||||
- сухих |
1,5 |
1,7 |
1,0 |
1,2 |
- водонасыщенных |
1,1 |
1,2 |
0,7 |
0,8 |
- после длительного водонасыщения |
0,8 |
0,9 |
0,5 |
0,6 |
После прогрева: |
||||
- сухих |
1,8 |
2,0 |
1,3 |
1,5 |
- водонасыщенных |
1,6 |
1,8 |
1,0 |
1,2 |
- после длительного водонасыщения |
1,3 |
1,5 |
0,8 |
0,9 |
Таблица А.3 - Технические требования к высокопористому холодному асфальтобетону для устройства нижних слоев покрытий и оснований
Наименование показателя |
Значения |
Предел прочности при сжатии при температуре 50 °С, МПа, не менее |
0,7 |
Водостойкость, не менее |
0,7 |
Водостойкость при длительном водонасыщении, не менее |
0,6 |
Водонасыщение, % по объему |
10 - 18 |
Примечание - Для крупнозернистых асфальтобетонов показатели предела прочности при сжатии при 50 °С и водостойкости не нормируются. |
Приложение Б
(рекомендуемое)
Марки органических вяжущих материалов для приготовления холодных асфальтобетонных смесей
Таблица Б.1 - Рекомендуемые марки жидких дорожных битумов для приготовления асфальтобетонных смесей
Дорожно-климатическая зона |
Вид асфальтобетона |
Категория автомобильной дороги |
|||
III |
IV |
||||
Марка смеси |
Марка битума |
Марка смеси |
Марка битума |
||
I - V |
Из холодных смесей |
I |
СГ 70/130 |
II |
СГ 70/130 |
СГ 130/200 |
|||||
МГ 70/130 |
|||||
СГ 130/200 |
МГ 130/200 |
||||
МГО 70/130 |
|||||
МГО 130/200 |
Таблица Б.2 - Рекомендуемые марки и область применения дорожных эмульсий для приготовления холодных асфальтобетонных смесей
Класс эмульсии |
Вид работы |
ЭБА-3, ЭБПА-3 |
Приготовление эмульсионно-минеральных смесей плотного состава, в том числе грунтовых, с обязательным введением в смесь 1 % - 2 % извести или 2 % - 3 % цемента |
ЭБК-3, ЭБПК-3 |
Устройство тонкослойных шероховатых слоев износа. Приготовление плотных эмульсионно-минеральных смесей, в том числе грунтовых |
Приложение В
(рекомендуемое)
Температура приготовления и время остывания холодных асфальтобетонных смесей до температуры укладки и уплотнения
Таблица В.1- Температура приготовления холодных асфальтобетонных смесей
Вид смеси |
Температура приготовления асфальтобетонной смеси в зависимости от условной вязкости по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, с |
|
Холодная |
70 - 130 |
131 - 200 |
80 - 100 |
100 - 120 |
Рисунок В.1 - Температура приготовления холодной асфальтобетонной смеси
Время остывания асфальтобетонной смеси зависит от начальной температуры смеси при выпуске из асфальтосмесителя, времени хранения на приобъектном складе (или на АБЗ), температуры воздуха, расстояния и скорости перевозки.
где ti - температура смеси в бункере асфальтобетона, °С;
tвозд - температура воздуха, °С;
Lперев - расстояние перевозки, км;
Vперев - скорость перевозки, км/ч;
Тпогр - время перевозки, включая погрузку и разгрузку, мин;
Тнач - температура смеси при выпуске из асфальтобетона, °С.
Рисунок В.2 - Время остывания холодной асфальтобетонной смеси до температуры 25 °С (в зависимости от температуры выпуска смеси из асфальтосмесителя)
Приложение Г
(обязательное)
Физико-механические характеристики щебня и песка
Таблица Г.1 - Физико-механические характеристики щебня в зависимости от типа и марки смеси
Наименование показателя |
Значение для смесей марки |
||||
I |
Высокопористые щебеночные |
II |
Высокопористые щебеночные |
||
Бх |
Бх |
Вх |
|||
Марка по дробимости, не ниже: |
|||||
- щебня из изверженных и метаморфических горных пород |
1200 |
800 |
1000 |
800 |
600 |
- щебня из осадочных горных пород |
1000 |
600 |
800 |
600 |
400 |
- щебня из металлургического шлака |
1200 |
800 |
1000 |
800 |
600 |
- щебня из гравия |
1000 |
600 |
800 |
600 |
400 |
- гравия |
- |
- |
- |
600 |
400 |
Истираемость: |
|||||
- щебня из изверженных и метаморфических горных пород |
И-1 |
- |
И-2 |
И-3 |
- |
- щебня из осадочных горных пород |
И-2 |
- |
И-2 |
И-3 |
- |
- щебня из гравия и гравия |
И-1 |
- |
И-2 |
И-3 |
- |
Морозостойкости для всех видов щебня и гравия: |
|||||
- для дорожно-климатических зон I, II, III |
F50 |
F25 |
F50 |
F25 |
F15 |
- дорожно-климатических зон IV, V |
F50 |
F25 |
F25 |
F15 |
F15 |
Таблица Г.2 - Физико-механические характеристики песка из отсевов дробления.
Наименование показателя |
Значение для смесей и асфальтобетонов марки |
||
I |
II |
||
типа |
|||
Бх, |
Бх, Вх |
Гх, Дх |
|
Марка по прочности песка из отсевов дробления горных пород и гравия |
1000 |
600 |
800 |
Содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания, % по массе, не более |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Приложение Д
(рекомендуемое)
Схема организации контроля качества работ
Таблица Д.1 - Устройство покрытия
Технологические процессы и операции, подлежащие контролю |
Состав контроля (что проверяется) |
Метод, средства контроля |
Время контроля |
Место контроля |
Требования и величина допустимых отклонений |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Приемка асфальтобетонной смеси |
Температура |
Термометр |
До выгрузки |
Каждый автомобиль |
Температура воздуха |
Укладка асфальтобетонной смеси |
Ширина слоя |
Мерная лента, металлическая рулетка |
По мере укладки до уплотнения |
Не реже, чем через 100 м |
+10 см, < 10 % измерений с отклонениями от -15 до +20 см |
Толщина слоя неуплотненной смеси |
Промерник, щуп |
По мере укладки до уплотнения |
Не реже, чем через 100 м по оси и по краю укладываемой полосы |
+20 % толщины слоя, < 10 % измерений с отклонениями +30 % от толщины |
|
Качество продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос |
Визуально и 3-метровой рейкой |
В процессе уплотнения |
В местах сопряжений |
Ровность, вертикальность кромок, обработанных битумом, перпендикулярность поперечных швов оси покрытия |
|
Поперечный уклон |
3-метровая рейка с уровнем, универсальная линейка, нивелир |
За укладчиком на первых 3 - 5 метрах укладки и после 2 - 3 проходов катка |
Не реже чем через 100 м на каждой полосе |
+0,010, < 10 % измерений с отклонениями от -0,015 до +0,030 |
|
Уплотнение слоя покрытия |
Температура смеси в начале уплотнения |
Термометр |
До начала уплотнения |
В уложенном слое |
Температура воздуха, но не менее +10 °С |
Число проходов катка и степень уплотнения |
Доступные экспресс-методы и приборы |
В процессе уплотнения |
Уплотняемый слой |
По технологическому регламенту |
|
Ровность покрытия по просвету под 3 метровой, рейкой |
3-метровая рейка с промерником, универсальная линейка |
После 2 - 3 проходов катка |
Через 100 м на 0,5 - 1,0 м от каждой кромки, в 5-ти точках |
До 5 (3) мм, < 5 % измерений с отклонениям до +10 (6) мм |
|
Приемка покрытия |
Высотные отметки по оси |
Нивелир |
После уплотнения |
Не реже, чем через 100 м по оси |
+50 (10) мм, < 10 % измерений с отклонениям до +100 (20) мм |
Водонасыщение |
Керны (вырубки), по ГОСТ 12801 |
Через 1 - 3 суток после укладки и через 15 - 30 суток |
В трех местах на 7000 м2 |
Соответствие ГОСТ 31015 > 90 % измерений |
|
Прочность сцепления слоев |
Керны (вырубки) |
Через 1 - 3 суток после укладки |
В трех местах на 7000 м2 |
По усилию при разделении слоев |
|
Измерение ровности |
По согласованию с заказчиком |
После устройства покрытия |
Участок для сдачи-приемки |
||
Шероховатость поверхности |
Песчаное пятно или аналог |
Через 1 - 3 суток после укладки |
Равномерно по покрытию |
По СНиП 3.06.03 |
|
Коэффициент, сцепл. колеса с покрытием |
ПКРС-2 по ГОСТ 30413 |
Оговаривается с заказчиком |
По полосам наката |
Библиография
[1] Градостроительный кодекс Российской Федерации
[2] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
[3] (EN 13108-4:2006, IDT), (СТБ EN 13108-4-2009) Государственный стандарт республики Беларусь. Смеси битумные. Технические условия на материал. Часть 4. Горячеукатанный асфальтобетон. (Cyмeci бiтумныя. Тэхнiчныя умовы на матэрыял. Частка 4. Гарачаэкатаны асфальтабетон.
[4] ВСН 19-84 Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог.
[5] ВСН 37-84 Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ. М., Минавтодор РСФСР, 1984.
[6] ОДМ 218.1.001 «Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства»
[7] Приказ Минтранса России от 25.07.1994 № 59. Правила приемки в эксплуатацию законченных строительством федеральных автомобильных дорог.
[8] Порадек С.В. Опыт приготовления разжиженного МАК-битума//Наука и техника в дорожной отрасли, №4, 2008
[9] EN 1097-8:2009 Tests for mechanical and physical properties of aggregates - Part 8: Determination of the polished stone value.
[10] ZTV Asphalt-StB 07. Zusatzliche Technische Vertragsbedingungen und Richtlinien fur den Bau von Verkehrsflachenbefestigungen aus Asphalt.
[11] BCH 37-84 Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ. М., Минавтодор РСФСР, 1984.