ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р |
Услуги населению
КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ К УСЛУГАМ,
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫМ
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
|
Москва Стандартинформ 2012 |
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов в Российской Федерации определены в ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Закрытым Акционерным Обществом «Институт региональных экономических исследований «ИРЭИ» (ЗАО «ИРЭИ») при поддержке Комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Московской городской Думы и Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 346 «Бытовое обслуживание населения»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2011 г. № 744-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Содержание
ГОСТ Р 54610-2011
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Услуги населению
КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛУГАМ,
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Services to the population.
Classification and basic requirements for the services given at municipal level
Дата введения - 2013-01-01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на услуги, предоставляемые населению на муниципальном уровне по месту жительства органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения [1].
Стандарт предназначен для органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований и органов исполнительной власти городов федерального значения.
Настоящий стандарт устанавливает классификацию основных видов услуг, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствии с законами г. Москвы и г. Санкт-Петербурга при решении вопросов местного значения и при реализации полномочий, переданных государством.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 внутригородское муниципальное образование Москвы: Часть территории города федерального значения Москвы (муниципальный район), в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления [2].
2.2 внутригородское муниципальное образование в городе Санкт-Петербурге: Часть территории города федерального значения Санкт-Петербурга (муниципальный округ, город, поселок), в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления [3].
2.3 услуги, предоставляемые на муниципальном уровне: Результат взаимодействия исполнителя и населения внутригородских муниципальных образований, а также собственной деятельности исполнителя в решении вопросов местного значения и передаваемых государственных полномочий.
2.4 вопросы местного значения: Вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные в соответствии с законодательством к ведению муниципальных образований, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно и не требует вмешательства органов государственной власти, а также последствия решения которых не выходят за пределы территории данного муниципального образования [1], [2], [3].
2.5 государственные услуги, предоставляемые на муниципальном уровне: Услуги, предоставляемые населению органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения при реализации переданных им отдельных государственных полномочий.
2.6 отдельные государственные полномочия: Государственные функции по решению вопросов, близких по содержанию к вопросам местного значения, которыми могут быть наделены органы местного самоуправления внутригородского муниципального образования федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств [4].
2.7 исполнитель услуг, предоставляемых на муниципальном уровне: Юридическое лицо, предоставляющее или оказывающее услуги на муниципальном уровне населению по месту жительства.
Примечание - Исполнителями услуг, предоставляемых на муниципальном уровне, могут быть муниципалитет, муниципальные учреждения, негосударственные некоммерческие организации и объединения, объединения граждан и т. д.
2.8 муниципальные услуги: Услуги, предоставляемые населению органом местного самоуправления, - результат деятельности по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемой по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги по решению некоторых вопросов местного значения [5].
2.9 исполнитель муниципальных услуг: Юридическое лицо, предоставляющее муниципальные услуги.
Примечание - Исполнителями муниципальных услуг могут быть муниципалитеты, муниципальные учреждения и другие организации, в которых размещается муниципальное задание (заказ), многофункциональный центр [5].
2.10 муниципалитет внутригородского муниципального образования: Орган местного самоуправления внутригородского муниципального образования, осуществляющий формирование, организацию и предоставление услуг на муниципальном уровне.
2.11 муниципальные учреждения: Учреждения, создаваемые органами местного самоуправления для предоставления услуг населению по месту жительства [6].
2.12 некоммерческие организации, оказывающие услуги на муниципальном уровне: Организации, с которыми муниципалитеты заключают контракты (договоры) по результатам конкурсного или аукционного отбора для выполнения программ, проектов с целью проведения работ (оказания услуг) с населением по месту жительства [6], [7].
2.13 многофункциональный центр: Организация независимо от организационно-правовой формы, отвечающая требованиям, установленным Федеральным законом [5], и уполномоченная на организацию предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна» и взаимодействие с другими органами от имени заявителя без его участия.
2.14 потребители услуги, предоставляемой на муниципальном уровне: Все население (жители) внутригородского муниципального образования.
2.15 заявитель муниципальных услуг: Физическое или юридическое лицо, либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, участвующие в предоставлении муниципальных услуг, либо в другие организации, в которых размещается муниципальное задание (заказ), либо в многофункциональный центр, уполномоченный на организацию предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна», с запросом о предоставлении муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме [5].
2.16 муниципальное задание (заказ): Заказ органов местного самоуправления на выполнение работ для муниципальных нужд.
Примечание - Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков [7].
3 Классификация услуг, предоставляемых на муниципальном уровне
3.1 Услуги, предоставляемые населению на муниципальном уровне на территории внутригородских муниципальных образований в городах федерального значения подразделяются на:
- услуги, предоставляемые населению на муниципальном уровне и направленные на реализацию собственных полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения;
- услуги государственные, предоставляемые населению на муниципальном уровне и направленные на реализацию переданных отдельных государственных полномочий (в сфере опеки, попечительства и патронажа [8], [9], образования и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [10] и определения должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и составления протоколов об административных правонарушениях [11], [5]);
- услуги государственные, оказываемые населению на муниципальном уровне и направленные на реализацию переданных отдельных государственных полномочий (в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства [12] и организации и осуществлению в соответствии с адресными программами уборки и санитарной очистки территорий [13], [6]);
- услуги муниципальные, предоставляемые по запросам заявителей в пределах полномочий органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
3.1.1 Услуги, предоставляемые населению на муниципальном уровне и направленные на реализацию собственных полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, классифицируют по следующим признакам:
- по функциональному назначению;
- по взаимодействию с различными органами, организациями;
- по степени участия населения.
3.1.1.1 По функциональному назначению услуги подразделяют следующим образом:
- услуги, результатом которых является непосредственное решение вопроса;
- услуги, результатом которых является участие органов местного самоуправления в проводимых мероприятиях;
- услуги, результатом которых является согласование предложений, вносимых органами исполнительной власти;
- услуги, результатом которых являются вносимые предложения.
3.1.1.2 По взаимодействию с различными органами, организациями услуги подразделяют на услуги, предоставляемые при участии и (или) взаимодействии, и (или) координации:
- с органами исполнительной власти;
- правоохранительными органами;
- общественными организациями;
- военкоматами;
- пожарными и экологическими службами;
- образовательными учреждениями (организациями);
- учреждениями (организациями) культуры;
- со средствами массовой информации.
3.1.1.3 По степени участия населения услуги подразделяют на услуги:
- с участием потребителя;
- безучастия потребителя.
3.1.2 Государственные услуги, предоставляемые населению на муниципальном уровне и направленные на реализацию переданных государственных полномочий, классифицируют по следующим признакам:
- социальному составу потребителей;
- характеру предоставления.
3.1.2.1 По социальному составу потребителей услуги подразделяют на выполняемые:
- для детей, оставшихся без попечения родителей;
- совершеннолетних, которым требуется патронажная помощь;
- детей-инвалидов;
- детей, переданных на воспитание в приемные семьи;
- несовершеннолетних из группы риска, либо совершивших одно и более правонарушений;
- детей из семей социального риска;
- для других категорий населения;
- для населения независимо от социальной группы [11].
3.1.2.2 По характеру предоставления услуги подразделяют на услуги:
- жизненного обеспечения;
- социально-адаптационные;
- организационно-устроительные;
- воспитательно-социальные;
- воспитательно-профилактические;
- воспитательно-просветительские;
- информационно-коммуникативные.
3.1.3 Государственные услуги, оказываемые населению на муниципальном уровне и направленные на реализацию переданных государственных полномочий, классифицируют по следующим признакам:
- функциональному назначению;
- характеру оказания;
- месту выполнения;
- социальному составу потребителей;
- сложности оказания;
- соответствию потребностям населения;
- степени участия потребителя;
- форме оказания.
3.1.3.1 По функциональному назначению услуги подразделяют:
- на организацию досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства [12];
- организацию физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства [12];
- организацию мероприятий, проводимых в рамках массовых городских движений, смотров, конкурсов в сфере досуговой и социально-воспитательной работы с населением по месту жительства;
- организацию мероприятий, проводимых в рамках массовых городских движений, смотров, конкурсов в сфере физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства;
- организацию и осуществление уборки и санитарной очистки территорий в соответствии с адресными программами [13].
3.1.3.2 По характеру оказания государственные услуги, оказываемые на муниципальном уровне, подразделяют на пассивные и активные.
3.1.3.3 По месту выполнения государственные услуги, оказываемые на муниципальном уровне, подразделяют следующим образом:
- оказываемые в нежилых помещениях зданий или сооружений;
- оказываемые на дворовых территориях и спортивных площадках;
- оказываемые в рекреационных зонах;
- оказываемые на улицах и площадях территории муниципального образования.
3.1.3.4 По социальному составу потребителей услуги подразделяют:
- для всего населения внутригородского муниципального образования;
- детей и подростков в возрасте до 18 лет;
- людей с ограниченными физическими возможностями;
- семей;
- пенсионеров;
- населения независимо от социальной группы.
3.1.3.5 По сложности оказания услуги подразделяют на простые (однородные) и сложные (комплексные).
3.1.3.6 По соответствию потребностям населения услуги подразделяют:
- на рекреационно-развлекательные;
- спортивно-оздоровительные;
- познавательно-образовательные;
- информационно-коммуникативные;
- художественно-творческие;
- празднично-зрелищные;
- туристские, экскурсионные.
3.1.3.7 По степени участия населения подразделяют на услуги:
- с непосредственным участием потребителя;
- опосредованным участием потребителя (зритель).
3.1.3.8 По форме оказания услуги подразделяют:
- на массовые;
- индивидуальные;
- интерактивные формы как основа реализации электронных услуг.
3.1.4 Муниципальные услуги, предоставляемые органом местного самоуправления, осуществляемые по запросам заявителей в пределах полномочий органа по решению вопросов местного значения, классифицируют по следующим признакам:
- по субъекту предоставления услуги;
- по характеру услуги.
3.1.4.1 По субъекту предоставления муниципальные услуги подразделяют на:
- предоставляемые физическим лицам;
- предоставляемые юридическим лицам.
3.1.4.2 По характеру муниципальные услуги подразделяют на услуги:
- разрешительного характера;
- консультативного характера;
- регистрационного характера;
- информационного характера.
3.2 Услуги, предоставляемые населению на муниципальном уровне на территории внутригородских муниципальных образований в городах федерального значения, характеризуются:
- по уровню в системе управления;
- субъекту предоставления;
- объекту предоставления;
- месту предоставления;
- степени участия населения.
3.2.1 По уровню в системе управления услуги на муниципальном уровне подразделяют на:
- муниципальные, направленные на решение вопросов местного значения;
- государственные, направленные на реализацию переданных органам местного самоуправления полномочий.
3.2.2 По субъекту предоставления услуги на муниципальном уровне подразделяются на:
- выполняемые работниками муниципалитетов;
- выполняемые муниципальными учреждениями;
- выполняемые некоммерческими организациями;
- выполняемые многофункциональными центрами;
- выполняемые объединениями граждан.
3.2.3 По объекту предоставления услуги на муниципальном уровне подразделяются на выполняемые:
- для гражданина, проживающего на территории внутригородского муниципального образования;
- индивидуальных предпринимателей;
- территориального общественного самоуправления;
- однородных групп граждан (дети без попечения, несовершеннолетние, инвалиды, семьи);
- всего населения территории внутригородских муниципальных образований.
3.2.4 По месту выполнения услуги, предоставляемые на муниципальном уровне, подразделяют на оказываемые:
- в здании муниципалитета;
- в досуговых и спортивно-оздоровительных организациях (нежилые помещения, спортивные площадки);
- в помещениях школ, библиотек, музеев, домов культуры, спортивных клубов и т. д. (по заключенным договорам);
- в рекреационной зоне;
- на территории муниципального образования.
3.2.5 По степени участия населения в системе местного самоуправления услуги на муниципальном уровне подразделяют:
- на услуги, в которых население является заявителем и потребителем (разрешение на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет и т. д.);
- услуги, в которых население является потребителем (информационные, праздничные и т. д.);
- услуги, в предоставлении которых население принимает непосредственное участие (организация пунктов охраны порядка и т. д.).
4 Общие требования
4.1 Услуги, предоставляемые населению на муниципальном уровне и направленные на реализацию собственных полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения
4.1.1 В городах Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с их уставами как городов федерального значения местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях [1].
4.1.2 Услуги, предоставляемые на муниципальном уровне (вопросы местного значения в пределах собственных полномочий) органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, определяет федеральный закон [1] и законы городов Москвы и Санкт-Петербурга, исходя из необходимости сохранения в них единства городского хозяйства [2], [3].
4.1.3 Нормативное и законодательное обеспечение деятельности органа местного самоуправления (муниципалитета) по предоставлению услуг на муниципальном уровне на территории внутригородского муниципального образования обеспечивает муниципальное собрание.
4.1.4 Перечень услуг, предоставляемых на муниципальном уровне органами местного самоуправления внутри конкретного муниципального образования, обуславливается местными условиями, количеством проживающего населения, его социальной структурой.
4.1.5 Услуги предоставляют:
- с учетом потребности населения в услугах тех или иных видов безвозмездно;
- с применением механизма льготного обслуживания отдельных категорий граждан (детей, учащихся, студентов, инвалидов, пенсионеров, ветеранов и других категорий).
4.1.6 Перечень вопросов местного значения (услуг) городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в основные законы городов федерального значения об организации местного самоуправления.
4.2 Государственные услуги, предоставляемые населению на муниципальном уровне и направленные на реализацию переданных государственных полномочий
4.2.1 В рамках разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями власти в городах федерального значения государство наделяет отдельными государственными полномочиями органы местного самоуправления с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Реализацию переданных государственных полномочий рассматривают как предоставление государственных услуг на муниципальном уровне.
4.2.2 Контроль за реализацией переданных полномочий осуществляют органы исполнительной власти городов федерального значения.
4.2.3 Органы местного самоуправления городов федерального значения независимо от изменений ситуации в стране и меняющихся социально-экономических условий наделяются отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
4.2.4 Государственные услуги, предоставляемые на муниципальном уровне, оказываются безвозмездно.
4.2.5 Одной из основных задач органа местного самоуправления является реализация единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
Примерный перечень государственных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городах федерального значения для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и лиц, признанных недееспособными, приведен в приложении А.
4.3 Государственные услуги, оказываемые населению на муниципальном уровне и направленные на реализацию переданных отдельных государственных полномочий
4.3.1 Наиболее представительными государственными услугами, оказываемыми населению на муниципальном уровне, в Москве являются досуговые, социально-воспитательные услуги, которые могут быть охарактеризованы по различным признакам и направленности деятельности. Примерный перечень услуг приведен в приложении Б, таблица Б.1.
4.3.2 На территории конкретного внутригородского муниципального образования должны быть сосредоточены производство и реализация (потребление) услуг таких видов, как услуги клубов, кружков,
секций, зрелищные услуги, учитывающие его специфику и интересы жителей конкретной территории, при этом при оказании услуг используют трудовые и материальные ресурсы собственной территории.
4.3.3 Органы местного самоуправления должны удовлетворять в первую очередь потребность социально незащищенных слоев населения в занятиях в спортивных и досуговых клубах, секциях в связи с возможным недостаточным ресурсом внутригородских муниципальных образований в нежилых помещениях и спортивных площадях.
4.3.4 Качество оказания услуг должно быть не ниже аналогичных, оказываемых на хозрасчетной основе.
4.3.5 Государственные услуги досуговой и социально-воспитательной направленности оказываются органами местного самоуправления в помещениях зданий и сооружений, доступных для населения, с наличием помещений, предназначенных непосредственно для занятий, и вспомогательных помещений, используемых для дополнительного обслуживания занимающихся: хранения инвентаря, оборудования, размещения санузлов, раздевалок и т. д.
4.3.6 Оказание государственных услуг физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности должно обеспечивать формирование здорового образа жизни населения, способствовать улучшению или восстановлению здоровья, способствовать поднятию жизненного тонуса населения, всестороннему развитию детей и подростков. Примерный перечень услуг физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности в городах федерального значения, оказываемых на муниципальном уровне, приведен в приложении В, таблица В.1.
4.3.7 Услуги досугового и физкультурно-оздоровительного направления должны оказываться квалифицированными специалистами, имеющими специальность и квалификацию, соответствующие профилю деятельности.
4.3.8 На всех объектах, где оказываются услуги, должен быть регламентирован процесс предоставления услуг. Методы (способы) их предоставления и контроля должны быть определены в следующих документах: руководствах, правилах, инструкциях, методиках и т. д.
В учреждениях, предприятиях и организациях, оказывающих услуги на муниципальном уровне, должны быть в наличии:
- программы и методики по оказываемым услугам;
- инструкции по персоналу (должностные инструкции);
- расписание занятий, утвержденное руководителем учреждения;
- правила посещений объектов;
- инструкции по правилам техники безопасности;
- инструкции по эксплуатации оборудования;
- инструкции противопожарной защиты и охраны труда.
Процесс оказания государственных услуг должен быть регламентирован административными регламентами, стандартами предоставления муниципальных услуг и т. д.
4.3.9 Доступность в получении услуг на муниципальном уровне широкими группами населения оценивают по следующим характеристикам:
- близость жилого массива;
- удобство графика работы предприятий и учреждений;
- наличие средств коммунально-бытового обслуживания и телефонной связи;
- уровень готовности к оказанию услуг инвалидам, включая наличие специальных средств для оказания услуг инвалидам (лифты, подъемники); наличие санузлов, оборудованных для лиц с ограниченными возможностями; наличие пандусов для передвижения инвалидных колясок.
4.3.10 Органы местного самоуправления должны постоянно и/или периодически, и/или по факту оказания услуг информировать потребителей о предоставлении услуг:
- через средства массовой информации: телевидение, радио, периодическую печать, Интернет-ресурсы;
- рекламные средства: наружную рекламу, буклеты; листовки и т. п.;
- информирование при личном общении;
- телефонную консультацию.
4.3.11 Оказание государственных услуг для лиц с ограниченными возможностями должно постоянно развиваться в целях повышения их всесторонней реабилитации и социальной адаптации. Перечень основных государственных услуг, оказываемых лицам с ограниченными возможностями, приведен в таблице 1.
Таблица 1 - Перечень государственных услуг, оказываемых на муниципальном уровне лицам с ограниченными возможностями
Характеристика направления и комплекс действий |
Виды и формы услуг (работ) |
|
Социально-реабилитационная и коррекционная работа с детьми и молодежью, взрослым населением, имеющими ограниченные физические возможности |
Работа направлена на социальную реабилитацию лиц, имеющих ограниченные физические возможности. Для социально-педагогической реабилитационной работы привлекаются специалисты соответствующей квалификации (психологи, логопеды и др.) |
Помощь в создании условий для самореализации и социальной адаптации детям и молодым людям, имеющим ограниченные физические возможности (кружки, секции, студии, клубы). Участие талантливых и одаренных детей с ограниченными физическими возможностями в творческих конкурсах, фестивалях, соревнованиях. Психологическая поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями |
4.4 Муниципальные услуги, предоставляемые по запросам заявителей в пределах полномочий органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения
4.4.1 Некоторые вопросы местного значения, решаемые органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга в рамках собственных полномочий для населения по месту жительства, рассматриваются в качестве муниципальных услуг.
4.4.2 Органы местного самоуправления обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами и обеспечивать возможность получения муниципальной услуги заявителем в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя [5].
4.4.3 Муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, подлежат включению в реестр муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации [5].
Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией.
4.4.4 Федеральный закон [5] определяет принципы и процедуру предоставления муниципальных услуг, условия и порядок их оплаты, права заявителей и обязанности органов власти. Заявители имеют право на полные, актуальные и достоверные сведения о муниципальных услугах, а также на их предоставление дистанционно в электронном виде. Органы местного самоуправления, в свою очередь, должны оказывать их своевременно и согласно стандарту предоставления муниципальной услуги.
Приложение А
(справочное)
Услуги в сфере опеки, попечительства и патронажа [8], [9] Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения. Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), а также лиц из их числа. Первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, и передача сведений о них региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Избрание формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечение устройства указанных лиц и осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования. Обеспечение временного устройства детей, нуждающихся в государственной защите. Подбор лиц, желающих принять ребенка (детей) под опеку или попечительство, в приемную семью, на патронатное воспитание и способных выполнять обязанности опекуна, попечителя, приемного родителя или патронатного воспитателя. Ведение учета лиц, желающих усыновить ребенка (детей), принять под опеку или попечительство, стать приемными родителями, патронатными воспитателями. Назначение опекуна, попечителя, освобождение или отстранение опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством. Заключение договора о передаче ребенка (детей) в приемную семью, принятие решения о досрочном расторжении указанного договора в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством. Выдача предварительного разрешения опекунам (управляющим имуществом) совершать, а попечителям (управляющим имуществом) - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог (за исключением сделок по обременению залогом жилых помещений, приобретаемых в рамках городских жилищных программ с использованием заемных средств), сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным). Дача согласия на установление отцовства в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством. Дача согласия на снятие детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания. Выдача разрешения на изменение фамилии и имени несовершеннолетним. Назначение денежных средств на содержание подопечных в порядке и размере, установленных правовыми актами города Москвы. Принятие решения о помещении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения, в том числе в психоневрологические дома-интернаты на государственное обеспечение, а также защита имущественных прав и интересов указанных лиц. Решение вопросов содержания подопечных, распоряжения их текущими доходами и имуществом в соответствии с федеральным законодательством. Защита имущественных прав несовершеннолетних, а также лиц, признанных безвестно отсутствующими. Осуществление функций опекуна, попечителя в порядке и случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Осуществление контроля за деятельностью опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей, в том числе по распоряжению имуществом подопечных, оказание им необходимой помощи в организации воспитания, обучения, медицинского обслуживания, отдыха и занятости детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществление контроля за деятельностью управляющих имуществом подопечных. Отобрание ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка. Принятие мер по защите жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей; лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства; лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, в том числе по обеспечению их жилыми помещениями, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Оказание содействия лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в защите их прав и интересов. Установление опеки над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также попечительства над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, назначение опекунов, попечителей над указанными лицами. Дача согласия на исключение детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 15 лет, из образовательного учреждения. Дача согласия на заключение трудовых договоров с учащимися, достигшими возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения. Выдача разрешения на заключение трудовых договоров с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию указанных лиц в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках. Установление попечительства в форме патронажа над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять установленные законом обязанности. Заключение договоров доверительного управления в случаях, предусмотренных статьями 38, 43 и 1012-1026 Гражданского кодекса Российской Федерации. Назначение представителя для защиты прав и интересов детей в случаях, предусмотренных статьей 64 Семейного кодекса Российской Федерации |
Услуги в сфере образования и организации районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав [10] Осуществляет полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Принимает участие в разработке проектов правовых актов по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Организует контроль, обследования и проверки условий содержания, воспитания, обучения и применения труда несовершеннолетних в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Обращается в суд за защитой прав и законных интересов несовершеннолетних, направляет в суд материалы на родителей, законных представителей несовершеннолетних в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей по содержанию, воспитанию, образованию, защите прав и интересов несовершеннолетних. Рассматривает: а) представление органа управления образовательного учреждения о переводе обучающегося, достигшего возраста 15 лет, на иную форму обучения или в другое образовательное учреждение; об оставлении несовершеннолетним образовательного учреждения при достижении им возраста 15 лет до получения основного общего образования; об исключении обучающегося, достигшего возраста 15 лет, из образовательного учреждения. В случае исключения обучающегося из образовательного учреждения принимает меры по продолжению им обучения или его трудоустройству; б) представление работодателя о расторжении трудового договора с несовершеннолетним работником по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации). В случае расторжения трудового договора с несовершеннолетним работником принимает меры по его трудоустройству; в) жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей, законных представителей и иных лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних. В отношении: а) несовершеннолетнего, совершившего действие, за которое установлена административная ответственность; б) несовершеннолетнего, совершившего общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; в) несовершеннолетнего, совершившего антиобщественные действия; г) родителей, законных представителей несовершеннолетнего в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетнего; д) других категорий лиц, предусмотренных федеральным законодательством, рассматривает материалы и дела, применяет меры воздействия в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Принимает решения: а) о направлении несовершеннолетних, имеющих проблемы в обучении и поведении, с согласия их родителей, законных представителей, а в случае, если несовершеннолетний достиг возраста 15 лет, с его согласия в реабилитационные учреждения различных видов и типов в порядке, установленном федеральным законодательством; б) о проведении профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими спиртные напитки, наркотические средства, психотропные вещества, привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, освободившимися из мест лишения свободы. Вносит предложения в органы опеки и попечительства о формах устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Реализует иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы |
Услуги по определению должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и составлению протоколов об административных правонарушениях [11] Полномочия органов местного самоуправления при осуществлении отдельного государственного полномочия: - получают от Правительства Санкт-Петербурга консультационную и методическую помощь по вопросам осуществления отдельного государственного полномочия; - представляют в Правительство Санкт-Петербурга предложения по повышению эффективности осуществления отдельного государственного полномочия, в том числе по принятию нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам осуществления отдельного государственного полномочия; - дополнительно используют собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления отдельного государственного полномочия в порядке и в случаях, предусмотренных уставом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга; - обязаны соблюдать действующее законодательство, в том числе в сфере бюджетных правоотношений; - представляют отчеты об осуществлении отдельного государственного полномочия, в том числе об использовании финансовых средств, предоставляемых на осуществление отдельного государственного полномочия, в порядке и сроки, установленные Правительством Санкт-Петербурга; - направляют в уполномоченный Правительством Санкт-Петербурга исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга муниципальные правовые акты, принятые по вопросам осуществления отдельного государственного полномочия, в порядке и в сроки, установленные Правительством Санкт-Петербурга; - обязаны исполнять письменные предписания уполномоченных органов государственной власти Санкт-Петербурга по устранению выявленных нарушений требований действующего законодательства, обязательных для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, выданные в пределах компетенции уполномоченных органов государственной власти Санкт-Петербурга; - вправе обжаловать письменные предписания органов государственной власти Санкт-Петербурга по устранению нарушений, допущенных при осуществлении отдельного государственного полномочия; - обязаны осуществлять иные полномочия в соответствии с действующим законодательством |
Приложение Б
(справочное)
Таблица Б.1
Приложение В
(справочное)
Таблица В.1
Характеристика направления и комплекс действий |
Виды и формы услуг (работ) |
|
Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа [12] |
Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа с населением по месту жительства направлена на сохранение физического здоровья граждан и, прежде всего, детей и молодежи, приобщение москвичей к здоровому образу жизни; привлечение всех категорий граждан, в особенности детей, подростков и молодежи к занятиям физической культурой и спортом. Занятия в спортивных секциях, группах и командах направлены на поддержание у детей и подростков хорошей физической формы, овладение необходимыми спортивными навыками, отвлечение от вредных привычек. Физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства является доступной и массовой и помогает различным категориям населения активно и с пользой проводить свой досуг |
Проведение занятий в секциях по видам спорта и оздоровительных группах. Организация спортивных команд и клубов. Проведение соревнований по видам спорта. Проведение спортивных праздников, смотров и др. Участие в мероприятиях, проводимых в рамках массовых городских движений, городских спартакиад «Московский двор - спортивный двор», «Спорт для всех», «Всей семьей за здоровьем» и др. |
Библиография
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с последними изменениями, внесенными федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 128-ФЗ |
|
Закон города Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» с последними изменениями, внесенными законом г. Москвы от 28 июля 2011 г. № 36-ФЗ |
|
Закон Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 г. № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» с последними изменениями, внесенными законом г. Санкт-Петербурга от 09 июня 2010 г. №265-77 |
|
Конституция Российской Федерации статья 132 (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) |
|
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» |
|
Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» |
|
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с последними изменениями, внесенными федеральным законом от 01 декабря 2008 г. № 225-ФЗ |
|
Закон города Москвы от 26 декабря 2007 г. № 51 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа» с последними изменениями, внесенными законом города Москвы от 25 ноября 2009 г. № 8 |
|
Закон Санкт-Петербурга от 21 ноября 2007 г. № 536-109 «О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначении и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи в Санкт-Петербурге» с последними изменениями, внесенными законом Санкт-Петербурга от 09 марта 2010 г. № 93-31 |
|
Закон города Москвы от 28 сентября 2005 г. № 47 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» с последними изменениями, внесенными законом от 16 сентября 2009 г. № 33 |
|
[11] |
Закон Санкт-Петербурга от 7 февраля 2008 г. № 3-6 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга отдельным государственным полномочием Санкт-Петербурга по определению должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и составлению протоколов об административных правонарушениях» с последними изменениями, внесенными законом Санкт-Петербурга 09 июля 2009 г. № 379-78 |
Закон города Москвы от 25 октября 2006 г. № 53-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства» с последними изменениями, внесенными законом г. Москвы от 17 сентября 2008 г. № 40 |
|
Закон Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 г. № 391-99 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, расположенных в границах Колпинского, Кронштадтского, Курортного, Петродворцового, Петроградского, Пушкинского районов Санкт-Петербурга, отдельным государственным полномочием Санкт-Петербурга по организации и осуществлению в соответствии с адресными программами, утверждаемыми администрациями районов Санкт-Петербурга, уборки и санитарной очистки территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга» |
Ключевые слова: классификация услуг, предоставляемых на муниципальном уровне; общие требования к услугам, предоставляемым органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований при решении вопросов местного значения и реализации государственных полномочий