Технический
комитет по стандартизации
«Трубопроводная арматура и сильфоны» (ТК 259)
Закрытое
акционерное общество
«Научно-производственная фирма
«Центральное конструкторское бюро арматуростроения»
СТАНДАРТ ЦКБА
СТ ЦКБА 107-2011
Арматура трубопроводная
ПОДШИПНИКИ
СКОЛЬЖЕНИЯ ИЗ
КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Конструкция, размеры и технические требования
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Научно-производственная фирма «Центральное конструкторское бюро арматуростроения» (ЗАО «НПФ «ЦКБА»)
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом от «22» 07.2011 г. № 47
3 СОГЛАСОВАН Техническим комитетом по стандартизации «Трубопроводная арматура и сильфоны» (ТК 259)
4 РАЗРАБОТАН на основе:
РД 24.207.12-90 «Арматура трубопроводная. Подшипники скольжения из композиционных материалов. Конструкция, размеры и технические требования»
СОДЕРЖАНИЕ
СТ ЦКБА 107-2011
СТАНДАРТ ЦКБА
Арматура трубопроводная
ПОДШИПНИКИ
СКОЛЬЖЕНИЯ ИЗ
КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Конструкция, размеры и технические требования
Дата введения 01.01.2012
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на подшипники скольжения из композиционных материалов для трубопроводной арматуры и приводных устройств к ней, работающих при температурах от минус 200 °С до плюс 600 °С и удельных нагрузках до 150 МПа (1500 кгс/см2) и устанавливает конструкцию, размеры и технические требования к ним.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты и технические условия:
ГОСТ 28773-90 Подшипники скольжения. Втулки свертные с антифрикционным слоем на основе фторопласта - KV. Размеры и допуски
ТУ 5.966-11704-99 Заготовки деталей трения из полимерных композиционных материалов. Технические условия
ТУ 92-04.06.008-89 Материал углеродный армированный «Углекон»
ТУ 1915-099-04806898-2003 Пирографит изотропный (ПГИ)
ТУ 2296-007-59527197-2006 Заготовки листовые стеклопластиковые с антифрикционным слоем
ТУ 2296-024-59527197-2006 Заготовки трубные многослойные антифрикционные
ТУ 27-12-73-87 Подшипники металлофторопластовые. В/В
ТУ 40-2070504-104-90 Материалы композиционного типа МК
3 Типы, конструкция и размеры
3.1. Подшипники скольжения должны изготавливаться двух типов:
тип I - радиальные подшипники скольжения для восприятия радиальной нагрузки;
тип II - упорные подшипники скольжения для восприятия осевой нагрузки.
3.2. Конструкция подшипников типов I и II должна соответствовать рисункам 1, 2. Допускается изготовление упорных подшипников по ТУ 40-2070504-104-90.
Исполнение 1
Исполнение 2
Рисунок 1 - Радиальные подшипники скольжения типа I
Рисунок 2 - Упорный подшипник скольжения типа II
3.3. Размеры подшипников исполнения 1 типа I должны соответствовать таблице 1.
Таблица 1 - Размеры подшипников исполнения 1 типа I (см. рисунок 1).
Размеры в миллиметрах
d H9 |
S-0,2 |
L-0,2 |
||
УГЭТ-Т, УГЭТ-ТН |
МК-И, ПГИ, УГЛЕКОН-Т |
Заготовки трубные многослойные антифрикционные |
||
16 |
10, 12, 14, 16, 20, 22, 25 |
|||
18 |
12, 16, 18, 20, 25, 30, 32 |
|||
20 |
4 |
5 |
2,7 |
10, 16, 18, 20, 25, 32, 40 |
22 |
16, 20, 25, 32, 36, 40 |
|||
24 |
15, 16, 20, 25, 30, 32, 40, 45 |
|||
26 |
16, 22, 30, 36, 40, 45 |
|||
28 |
20, 32, 56 |
|||
30 |
15, 20, 21, 26, 32, 40, 45, 50 |
|||
32 |
20, 25, 28, 32, 40, 50 |
|||
36 |
5 |
7 |
2,7 |
25, 32, 40 |
40 |
32, 40, 45, 50, 60 |
|||
48 |
40, 45, 50, 58, 60 |
|||
50 |
40, 45, 50, 58, 60 |
|||
60 |
45, 50, 55, 65, 70 |
|||
70 |
55, 70 |
|||
80 |
55, 70, 75, 80, 90 |
|||
90 |
70, 75, 80, 90, 95 |
|||
100 |
10 |
2,7 |
70, 80, 85, 95, 100 |
|
110 |
100, 115 |
|||
120 |
115, 120, 130, 140 |
|||
Примечание - Размер d менее 16 и более 120 мм применять только по согласованию с предприятием-изготовителем материала. |
3.4. Наружный диаметр «D» «подшипников исполнения 1 типа I определяется по формуле:
D = d + 2S,
где: d - внутренний диаметр подшипника, мм;
3.5. Размеры подшипников исполнения 2 типа 1 должны соответствовать таблице 2.
Таблица 2 - Размеры подшипников исполнения 2 типа I (см. рисунок 2).
Размеры в миллиметрах
D u8 |
S** |
L-0,2 |
|
8 |
10 |
1,0 |
8, 10, 12, 14, 16 |
10 |
13 |
10, 12, 14, 15, 16, 20, 22, 25 |
|
12 |
15 |
8, 10, 12, 14, 16, 20, 22, 25 |
|
14 |
17 |
9, 5 |
|
15 |
18 |
10, 12, 14, 16, 20, 22, 25 |
|
16 |
19 |
10, 12, 14, 16, 20, 22, 25 |
|
18 |
21 |
1,5 |
12, 16, 18, 20, 25, 30, 32 |
20 |
23 |
10, 16, 18, 20, 25, 32, 40 |
|
22 |
25 |
16, 20, 25, 32, 36, 40 |
|
25 |
28 |
15, 16, 20, 25, 30, 32, 40, 45 |
|
28 |
31 |
20, 32, 56 |
|
30 |
33 |
15; 15, 5; 20, 21, 25, 32, 40, 45, 50 |
|
32 |
37 |
20, 25, 28, 32, 40, 50 |
|
36 |
41 |
25, 32, 40 |
|
38 |
43 |
28 |
|
40 |
45 |
2,5 |
32, 40, 45, 50, 60 |
55 |
60 |
32, 40, 45, 50, 70, 75 |
|
70 |
75 |
55, 70 |
|
* Предельные отклонения в запрессованном состоянии. ** Размер для справок |
3.6. Размеры подшипников типа II должны соответствовать таблице 3.
Таблица 3 - Размеры подшипников типа II (см. рисунок 2).
Размеры в миллиметрах
D H16 |
D h16 |
Н ± 0,2 для материалов |
||
УГЭТ-Т, УГЭТ-ТН |
мк-и, пги, УГЛЕКОН-Т |
Заготовки стеклопластиковые с антифрикционным слоем листовые и трубные |
||
10 |
24 |
|||
12 |
26 |
|||
15 |
28 |
|||
17 |
30 |
|||
20 |
35 |
4 |
5 |
|
25 |
42 |
|||
30 |
47 |
|||
35 |
52 |
|||
40 |
60 |
|||
45 |
85 |
|||
50 |
70 |
|||
55 |
78 |
2,5 |
||
60 |
85 |
|||
65 |
90 |
|||
70 |
95 |
|||
75 |
100 |
|||
80 |
105 |
5 |
7 |
|
85 |
110 |
|||
90 |
120 |
|||
100 |
135 |
|||
110 |
145 |
|||
120 |
155 |
|||
130 |
170 |
|||
140 |
180 |
|||
150 |
190 |
|||
160 |
200 |
|||
170 |
215 |
|||
180 |
225 |
|||
200 |
250 |
10 |
2,5 |
|
220 |
270 |
|||
240 |
300 |
|||
260 |
320 |
|||
280 |
350 |
|||
320 |
400 |
4 Технические требования
4.1. Подшипники скольжения должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
4.2. Выбор материалов для подшипников скольжения, параметры применения и показатели надежности - в соответствии с таблицей 4.
Подшипники исполнения 2 типа I должны изготавливаться из металлофторопластовой ленты.
4.3. Путь трения, не более - 15000 м.
4.4. Неперпендикулярность поверхностей А и Б относительно поверхности В не более 0,3 мм на длине 100 мм.
4.5. Непараллельность поверхностей Г и Д не более 0,02 мм.
4.6. Шероховатость поверхности, контактирующей с подшипником скольжения Ra не выше 0,63 мкм.
4.7. Для подшипников исполнения 1 типа I посадка поверхностей трения - посадка в корпус -
Для подшипников исполнения 2 типа I посадка поверхностей трения - посадка в корпус -
Для подшипников типа II посадка на вал - посадка в корпус - с радиальным зазором по наружной поверхности не менее 0,5 ¸ 1,0 мм на сторону.
4.8. Относительная скорость скольжения - не более 0,1 м/с.
4.9. Допускается изготовление подшипников составной конструкции по размеру «L».
4.10. Выбор размеров подшипников осуществляется по таблицам 1, 2, 3 в соответствии с допустимой величиной удельной нагрузки для применяемого материала.
4.11. Ударные нагрузки не допускаются.
4.12. Примеры условного обозначения
1 Подшипник типа I с размерами d = 18 мм, S = 5 мм и L = 20 мм из материала УГЛЕКОН-Т:
Подшипник 18´20´5 тип I УГЛЕКОН-Т СТ ЦКБА 107-2011
2 Подшипник типа II с размерами d = 20 мм, Н = 5 мм и D = 35 мм из материала УГЛЕКОН-Т:
Подшипник 20´35´5 тип II УГЛЕКОН-Т СТ ЦКБА 107-2011
Таблица 4 - Материал подшипников скольжения, параметры применения и показатели надежности.
Генеральный директор ЗАО «НПФ «ЦКБА» |
В.П. Дыдычкин |
|
Руководитель разработки - Заместитель генерального директора - директор по научной работе |
Ю.И. Тарасьев |
|
Заместитель генерального директора - главный конструктор |
В.В. Ширяев |
|
Заместитель директора - начальник технического отдела |
С.Н. Дунаевский |
|
Начальник научно-исследовательского отдела уплотнений, деталей и комплектующих узлов |
А.Ю. Калинин |
|
Заместитель начальника научно- исследовательского отдела уплотнений, деталей и комплектующих узлов |
О.И. Федоров |
|
Исполнитель: |
||
Инженер 3 кат. научно-исследовательского отдела уплотнений, деталей и комплектующих узлов |
Н.А. Григорян |
|
СОГЛАСОВАНО Председатель ТК 259 |
М.И. Власов |
Изм. |
Номера листов (страниц) |
Всего листов (страниц) в документе |
№ документа |
Вход. № сопроводит документа и дата |
Подпись |
Дата |
|||
измененных |
замененных |
новых |
аннулированных |
||||||