Федеральная служба по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ |
РД |
РАССМОТРЕНИЕ И СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТОВ
НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМОГО СБРОСА
ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Ростов-на-Дону
2009
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Государственным учреждением Гидрохимический институт (ГУ ГХИ)
2 РАЗРАБОТЧИК О.А. Клименко, канд. хим. наук
3 СОГЛАСОВАН с УМЗА Росгидромета и ГУ «НПО «Тайфун» Росгидромета 28.10.09 г
4 УТВЕРЖДЕН Заместителем Руководителя Росгидромета 10.11.2009
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН ГУ «НПО «Тайфун» 16.11.2009 за номером РД 52.24.689-2009
6 ВЗАМЕН РД 52.24.689-2006 «Порядок согласования проектов нормативов предельно допустимого сброса вредных веществ в водные объекты»
СОДЕРЖАНИЕ
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
РАССМОТРЕНИЕ И
СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТОВ
НОРМАТИВОВ ДОПУСТИМОГО СБРОСА ВРЕДНЫХ
ВЕЩЕСТВ В ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Дата введения 2010-02-12
1 Область применения
Настоящий руководящий документ устанавливает основные требования к рассмотрению и согласованию проектов нормативов допустимого сброса (НДС) вредных веществ в водные объекты.
Положения настоящего руководящего документа предназначены для межрегиональных территориальных управлений и центров по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС и ЦГМС) Росгидромета, осуществляющих рассмотрение и согласование проектов НДС вредных веществ в водные объекты.
2 Нормативные ссылки
В настоящем руководящем документе использованы ссылки на следующие стандарты и нормативные документы:
ГОСТ 17.1.1.01-77 Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения
ГОСТ 19179-79 Гидрология суши. Термины и определения
ГОСТ 27065-86 (СТ СЭВ 5184-85) Качество вод. Термины и определения
Р 52.24.309-2004 Рекомендации. Организация и проведение режимных наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши на сети Росгидромета
РД 52.24.622-2001 Методические указания. Проведение расчетов фоновых концентраций химических веществ в воде водотоков
3 Термины, определения и сокращения
В настоящем руководящем документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 Водный объект: Природный или искусственный водоем, водоток [1].
3.2 Водоем: Водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием (ГОСТ 19179).
3.3 Водоток: Водный объект, характеризующийся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности (ГОСТ 19179).
3.4 Вредное вещество в воде водного объекта (вредное вещество): Вещество, которое при определенных условиях может оказывать неблагоприятное воздействие на качество воды и водные организмы.
3.5 Качество воды: Характеристика состава и свойств воды, определяющая пригодность ее для конкретных видов водопользования (ГОСТ 17.1.1.01).
3.6 Лимитирующий признак вредности (ЛПВ) вещества в воде: Признак, характеризующийся наименьшей безвредной концентрацией вещества в воде (ГОСТ 17.1.1.01).
3.7 Максимально загрязненная струя в створе водотока: Масса воды с наиболее высоким содержанием вредных веществ, занимающая определенную часть поперечного сечения водного потока.
3.8 Нормы качества воды: Установленные значения показателей качества воды для конкретных видов водопользования (ГОСТ 27065).
3.9 Поверхностные воды: Воды, находящиеся на поверхности суши в виде различных водных объектов (ГОСТ 19179).
3.10 Норматив допустимого сброса; НДС: Масса вещества в сточных водах, допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте (створе) водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.
3.11 Река: Водоток значительных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное русло (ГОСТ 19179).
3.12 Самоочищение воды: Совокупность природных процессов, направленных на восстановление экологического благополучия водных объектов (ГОСТ 27065).
3.13 Створ водотока (реки): Условное поперечное сечение водотока, используемое для оценок и прогноза качества воды.
3.14 Сточные воды: Воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека (ГОСТ 17.1.1.01).
3.15 Фоновая концентрация химического вещества: Расчетное значение концентрации химического вещества в конкретном створе водного объекта, расположенном выше одного или нескольких контролируемых источников этого вещества, при неблагоприятных условиях, обусловленных как естественными, так антропогенными факторами воздействия.
В настоящем руководящем документе приняты следующие сокращения:
БПК5 - биохимическое потребление растворенного кислорода содержащимися в воде органическими веществами в течение пяти суток;
БПКполн - условно полное биохимическое потребление растворенного кислорода содержащимися в воде органическими веществами;
ГВК - Государственный водный кадастр;
ЛПВ - лимитирующий признак вредности;
МПР РФ - Министерство природных ресурсов Российской Федерации;
ОБУВ - ориентировочно безопасный уровень воздействия вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов;
ПДК - предельно допустимая концентрация;
УГМС - межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
ЦГМС - центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
«2 ТП-водхоз» - специальная форма государственного учета сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
4 Общие положения
4.1 Установление НДС вредных веществ со сточными водами направлено на гарантированное обеспечение сохранения качества воды в природных водных объектах.
4.2 НДС разрабатываются на 5 лет. Пересмотр и уточнение НДС осуществляется до истечения срока их действия в следующих случаях: при изменении более чем на 20 % показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение существующих сбросов сточных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.).
4.3 Рассмотрение и согласование УГМС (ЦГМС) разработанных проектов НДС выполняется в целях проверки правильности установления и использования расчетных гидрологических, гидродинамических и гидрохимических характеристик водного объекта для установления указанных нормативов. При оценке достоверности используемой для установления НДС информации рекомендуется привлекать результаты систематических гидрологических, гидродинамических, гидрохимических и гидробиологических наблюдений, проведенных сетевыми подразделениями Росгидромета.
4.4 При рассмотрении и согласовании проектов НДС на основании требований, изложенных в документах [1] - [4] необходимо руководствоваться следующими основными положениями:
- НДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод проектируемых (реконструируемых) и действующих предприятий-водопользователей, исходя из условий недопустимости превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования, а при превышении ПДК в контрольном створе - исходя из условия сохранения (не ухудшения) состава и свойств водных объектов, сформировавшихся под влиянием природных факторов; при этом учитываются ассимилирующая способность водного объекта и оптимальное распределение массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды;
- если в водном объекте под воздействием природных факторов по отдельным веществам превышается ПДК, то для этих водных объектов могут разрабатываться региональные нормы качества воды;
- при сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых целей, НДС устанавливаются исходя из условия, что концентрации вредных веществ и продукты их трансформации не будут превышать гигиенические нормативы химических веществ и микроорганизмов в воде водотока в створе не далее 500 м от места выпуска и в радиусе 500 м от места сброса на акватории - на непроточных водоемах и водохранилищах;
- при сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для рыбохозяйственных целей, нормы качества воды в них или ее природный состав и свойства в случае превышения этих норм следует соблюдать в пределах всего рыбохозяйственного участка, начиная с контрольного створа, определяемого в каждом конкретном случае территориальным органом федерального органа управления использованием и охраной рыбных ресурсов, но не далее 500 метров от места сброса сточных вод;
- при сбросе сточных вод в водный объект через выпуски с рассеивающими оголовками нормативные требования к составу и свойствам воды водного объекта должны обеспечиваться в створе начального разбавления выпуска сточных вод;
- в случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных;
- в целях осуществления бассейнового подхода к установлению НДС, а также закрепления достигнутого уровня очистки сточных вод от вредных веществ в случаях, когда фактический сброс действующего предприятия меньше расчетного НДС, в качестве НДС принимается фактический сброс;
- при определении кратности разбавления сбрасываемых сточных вод водой водного объекта в контрольном створе (на участке водопользования) принимаются следующие расчетные условия: для незарегулированных водных объектов - расчетный минимальный среднемесячный расход воды года 95 % обеспеченности (при надлежащем обосновании - минимальные среднемесячные расходы по лимитирующим сезонам года 95 % обеспеченности); для зарегулированных водных объектов - установленный гарантированный расход воды ниже плотины (санитарный попуск) с учетом исключения возможных обратных течений в нижнем бьефе;
- качество воды в выбранном для сброса сточных вод водотоке по проектным данным и в результате реализации установленных НДС должно соответствовать в контрольном створе ниже сброса сточных вод требованиям его целевого использования при расчетном минимальном расходе воды;
- сброс сточных и дренажных вод в водные объекты питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования в черте населенных мест через существующие выпуски допускается лишь в исключительных случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании и по согласованию с органами Ростпотребнадзора; в данном случае нормативные требования, предъявляемые к составу и свойствам сточных вод должны соответствовать требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования.
Примечание - Если водный объект используется одновременно для питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, то при установлении НДС учитываются требования всех указанных видов водопользования с окончательным назначением нормативов сброса сточных вод по отдельным вредным веществам по наиболее «жесткому» варианту;
- отведение поверхностного стока с промышленных площадок и жилых зон через дождевую канализацию должно исключать поступление в нее хозяйственно-бытовых, производственных сточных вод и промышленных отходов; к отведению поверхностного стока в водные объекты предъявляются такие же требования, как к сточным водам.
Примечание - При рассмотрении НДС по отведению поверхностного стока следует обращать внимание на корректное получение и использование исходной информации по максимальным часовым расходам дождевых и талых вод, а также средним концентрациям вредных веществ в этих водах;
- запрещается сброс сточных или дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах: зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; первой, второй зон округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон;
- не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды, которые содержат вещества (или продукты их трансформации), для которых не установлены ПДК или ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ), а также отсутствуют методы их определения;
- для действующих предприятий-водопользователей, осуществляющих сброс сточных вод с превышением НДС при наличии запланированных водоохранных мероприятий могут устанавливаться временные нормативы по сбросу вредных веществ в водный объект, с указанием сроков поэтапного достижения НДС.
Полный перечень требований к сточным водам, сбрасываемым в водные объекты, приведен в документах [1] - [4].
Для веществ, относящихся к 1-му и 2-му классам опасности при всех видах водопользования, НДС определяются так, чтобы для веществ с одинаковым лимитирующим признаком вредности (ЛПВ), содержащихся в воде водного объекта, сумма отношений концентраций каждого вещества к соответствующим ПДК не превышала 1 [2].
Примечание - Если при рассмотрении веществ одного ЛПВ среди них имеются вещества, у которых фоновые концентрации или установленные региональные нормативы превышают ПДК, то все вещества данного ЛПВ рассматриваются отдельно с использованием наиболее «жестких» нормативов качества воды. При этом для веществ, у которых фоновые концентрации или установленные региональные нормативы превышают ПДК, НДС устанавливаются, исходя из того, что нормативные концентрации этих веществ в сточных водах не должны превышать фоновые концентрации или установленные региональные нормативы.
4.5 Установление региональных норм качества воды является специальной задачей, которая согласно правилам охраны поверхностных вод [2] решается научной или практической организацией на основании результатов гидрологических, гидрохимических, геохимических, гидробиологических и других наблюдений. В качестве исходных данных для этой цели могут быть использованы природные фоновые значения незагрязненных участков водных объектов, особо охраняемых водных объектов, фондовые материалы исследований прошлых лет. Региональные нормы по отдельным вредным веществам и показателям качества воды могут быть использованы в качестве ПДК для конкретных участков водных объектов только в том случае, если они на основании положительных экспертных оценок всех заинтересованных территориальных государственных органов, осуществляющих надзор за качеством природных вод, утверждены ответственным лицом Федерального агентства водных ресурсов МПР России и представлены как дополнение к соответствующему руководящему документу по установлению НДС.
4.6 Подаваемые на рассмотрение и согласование проекты НДС с соответствующими сопроводительными документами организации, для которой разработан проект НДС, принимаются секретариатом или канцелярией УГМС (ЦГМС). Заинтересованному предприятию или организации выдается счет для оплаты процедуры рассмотрения представленных материалов. Секретариат или канцелярия УГМС (ЦГМС) регистрирует рассматриваемый проект НДС с момента получения документов об оплате указанной процедуры.
Примечание - Сумма оплаты процедуры рассмотрения складывается из стоимости видов работ, связанных с рассмотрением материалов проекта НДС в соответствующем УГМС (ЦГМС). Виды и стоимость работ указываются в предъявляемом счете.
4.7 Срок рассмотрения проектов НДС и выдачи заключения не должен превышать 15 календарных дней (в сложных случаях - один месяц) с момента регистрации принятого для согласования проекта НДС (при необходимости до принятия на согласование проекта НДС могут быть проведены предварительные консультации по содержанию представляемых документов).
4.8 В случае решения о несогласовании проекта НДС он может быть вновь представлен на согласование только после необходимой доработки.
4.9 Копии заключений по проектам НДС должны храниться в УГМС (ЦГМС) не менее двух сроков продолжительности действия согласованных НДС и не менее срока запланированных мероприятий для достижения НДС. При любых обстоятельствах указанный срок не должен быть менее 10 лет.
4.10 Реализация согласованного проекта НДС в перспективе должна гарантировать решение следующих задач:
- улучшение состояния загрязняемого водного объекта - приемника сточных вод или сохранение (не ухудшение) состава и свойств воды, сформировавшихся в этом водном объекте под влиянием природных факторов;
- осуществление систематического комплексного контроля на единой методической основе за качеством воды в водном объекте выше и ниже рассматриваемого выпуска (выпусков) сточных вод, как самим рассматриваемым предприятием, так и контролирующими качество природных вод различными ведомственными организациями, включая сетевые подразделения Росгидромета;
- повышение очистки сточных вод рассматриваемого предприятия по отдельным вредным веществам до уровня установленных НДС.
4.11 Перечень нормативных документов и справочной литературы, рекомендуемый для использования при согласовании проектов НДС приведен в приложении Б
.
5 Порядок работы с документацией проектов НДС
5.1 В процессе работы с документацией должны быть рассмотрены все основные разделы проекта НДС.
5.2 К основным разделам проекта НДС следует относить:
а) код предприятия в соответствии с Государственным водным кадастром (ГВК);
б) водный объект - приемник сточных вод;
в) местоположение выпусков сточных вод, для которых устанавливается НДС;
д) приоритетная категория водного объекта;
е) годовой и часовой фактический и устанавливаемый в качестве норматива расход сточных вод;
ж) фактический и устанавливаемый состав сточных вод, включающий:
1) сведения о фоновых концентрациях вредных веществ в водном объекте - приемнике сточных вод;
6) требуемое изменение фактических концентраций вредных веществ в выпуске сточных вод;
к) реквизиты водопользователя и организации, разработавшей проект НДС.
В приложении А приведен пример формы представления НДС.
5.3.2 В планах мероприятий поэтапного достижения НДС должны быть указаны:
- наименование планируемых мероприятий по этапам;
- сроки выполнения мероприятий;
- ответственные исполнители мероприятий;
- ориентировочная стоимость мероприятий;
а) общая блок-схема очистки сточных вод;
б) общая характеристика работы очистных сооружений (проектные и фактические данные);
д) конструкция выпускного устройства (длина, сечение, число и форма оголовков);
ж) оценка тенденций в эффективности очистки сточных вод за последние три года.
- о результатах контроля токсичности сточных вод перед их выпуском в водный объект.
Помимо указанных сведений, в приложениях помещаются:
- технологическая блок-схема очистных сооружений;
- ситуационный план расположения очистных сооружений и выпуска сточных вод на местности;
- список использованных для установления НДС нормативных документов и литературных источников;
- прочие материалы, привлеченные для обоснования НДС.
6 Недостатки в документации проектов НДС, требующие представления дополнительных материалов или полевых исследований
6.1 Дополнительные материалы к проекту НДС могут быть затребованы в следующих случаях:
7 Причины, являющиеся основанием для несогласования материалов по проекту НДС
Главными причинами, позволяющими не согласовать материалы проекта НДС, являются следующие:
а) по формальным признакам (с учетом компетенции специалистов ЦГМС):
- НДС установлены с помощью некорректного метода расчета разбавления сточных вод;
8 Требования к содержанию заключения по проекту НДС
- предлагаемые для согласования нормативы сброса вредных веществ в водный объект;
- планируемые мероприятия для поэтапного достижения НДС;
Приложение
А
(рекомендуемое)
Пример представления разработанных нормативов допустимого сброса вредных веществ, поступающих в водный объект со сточными водами
Код предприятия по ГВК: 601719
Категория сточных вод: производственные и хозяйственно-бытовые.
Категория водного объекта: рыбохозяйственная.
- фактический: 38325 тыс.м3/год, 5500 м3/ч;
- установленный: 38325 тыс.м3/год, 5500 м3/ч.
Таблица А.1 - Установленный допустимый сброс и состав сточных вод
Фоновые концентрации вредных веществ (ВВ) в водном объекте, мг/дм3 |
Требуемое изменение фактических концентраций ВВ в выпуске, мг/дм3 |
|||||
Водородный показатель (рН): Значения рН не должны выходить за пределы 6,5 - 8,5;
Приложение
Б
(справочное)
Перечень нормативных документов и справочной литературы, рекомендуемый для использования при согласовании проектов НДС
Б.1 Правила охраны поверхностных вод (типовые положения) / Госкомприрода СССР. - М., 1991.
Б.3 Водный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 12 апреля 2006 года.
Б.15 Лаптев Н.Н. Расчеты выпусков сточных вод. - М.: Стройиздат, 1977.
Приложение В
(справочное)
Библиография
[1] Водный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 12 апреля 2006 года.
[2] Правила охраны поверхностных вод (типовые положения) / Госкомприрода СССР. - М., 1991. - 34 с.
[4] Санитарные правила и нормы. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. СанПиН 2.1.5.980-00. - М.: Минздрав России, 2000. - 24 с.