ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО |
||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р |
Информационно-коммуникационные технологии
в образовании
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Общие положения
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 г. «Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения»
Сведения о стандарте
1. РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским государственным технологическим университетом «Станкин» (Специализированный центр новых информационных технологий)
2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)»
3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 958-ст
4. В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с Изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля 2009 г.), Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с Изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26 июня, 30 июня, 21 июля, 18 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 17 июля 2009 г.)
5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Введение
Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования способствует появлению широкого спектра дистанционных образовательных технологий и различных форм электронного обучения. Формирование единой информационно-образовательной среды на уровне образовательного учреждения, региона и системы образования в целом обусловливает необходимость разработки комплекса национальных стандартов, устанавливающих требования к образовательным технологиям и средствам обучения.
Технические средства обучения представлены широкой номенклатурой разнородной продукции, характеризующейся конструктивной сложностью и предназначенной для реализации современных технологий обучения преимущественно в ИКТ-насыщенной среде. Одним из основных направлений модернизации национальной системы образования является развитие ее материально-технической базы и создание в образовательных учреждениях всех уровней практико-ориентированных систем обучения, предусматривающих широкое применение технических средств обучения. Обеспечение качества и безопасности технических средств обучения должно основываться на соблюдении требований технических регламентов, стандартов, сводов правил, федеральных государственных образовательных стандартов и других нормативных документов.
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» и устанавливает общие положения по стандартизации технических средств обучения.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационно-коммуникационные технологии в образовании ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Общие положения Information
and communication technologies in education. |
Дата введения - 2011-01-01
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие положения применительно к техническим средствам обучения, используемым в образовательных учреждениях всех уровней для реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
В настоящем стандарте определено функциональное назначение, принципы классификации, основные характеристики и правила подтверждения соответствия технических средств обучения.
Стандарт предназначен для применения разработчиками, поставщиками и потребителями технических средств обучения в целях обеспечения развития и применения новых технологий обучения, повышения качества образовательного процесса и подтверждения соответствия продукции, процессов, работ и услуг в сфере образования.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 9241-3-2003 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к визуальному отображению информации
ГОСТ Р ИСО 9241-8-2007 Эргономические требования при выполнении офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 8. Требования к отображаемым цветам
ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 Информационные технологии. Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование
ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем
ГОСТ Р 52652-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Общие положения
ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения
ОК 005-93 Общероссийский классификатор продукции.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52653, а также приведенные ниже термины с соответствующими определениями:
3.1 технические средства обучения (ТСО): Специализированные технические средства, предназначенные для использования в образовательном процессе в целях повышения качества и эффективности обучения.
Примечания
1. Технические средства обучения являются подклассом учебной техники.
2. Технические средства обучения могут быть в виде устройства, аппаратуры, оборудования, информационно-программного обеспечения или комбинации этих средств с учетом их функционального назначения в образовательном процессе.
3. Технические средства обучения могут быть конструктивно выполнены и функционировать на основе принципов механики, оптики, электротехники, радиотехники, электроники, вычислительной техники, телекоммуникации и их комбинаций.
4. Технические средства обучения должны обеспечить повышение качества процессов подготовки учебных материалов преподавателем, усвоения и запоминания новых знаний учащимися, управления образовательной деятельностью и контроля результатов обучения.
3.2 унификация ТСО: Установление относительного числа видов ТСО, необходимого для обеспечения потребностей системы образования и определенных в общероссийском классификаторе продукции или ином нормативном документе по стандартизации.
3.3 жизненный цикл ТСО: Совокупность этапов существования ТСО - маркетинговое исследование, подготовка технического задания, проектирование и разработка, поставка, эксплуатация, сопровождение, утилизация.
3.4 качество ТСО: Степень соответствия присущих ТСО характеристик требованиям стандартов, сводов правил, договоров и иных нормативных документов.
3.5 безопасность ТСО: Состояние технических средств обучения на всех этапах жизненного цикла, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью обучающихся, преподавателей и сотрудников образовательного учреждения, имуществу образовательного учреждения, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
3.6 оценка соответствия ТСО: Прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.
4. Общие положения
4.1. Функциональное назначение ТСО
4.1.1. Технические средства обучения составляют из основных компонентов материально-технической базы системы образования и обеспечивают эффективность и качество образовательного процесса.
4.1.2. Основные функции ТСО в образовательном процессе:
- передача информации обучаемым;
- подготовка обучаемых к выполнению заданий и организация их выполнения;
- получение обратной связи в процессе восприятия и усвоения информации, коррекция этих процессов;
- хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методической информации;
- преобразование получаемой с помощью ТСО информации обучаемыми с исследовательской целью.
4.1.3. Создание технических средств обучения должно осуществляться в соответствии с потребностями национальной системы образования с соблюдением требований законодательства, технических регламентов, международных и национальных стандартов, сводов правил, а также с учетом научно-технических достижений и лучших практик применения технических средств обучения в образовательном процессе.
4.1.4. Разработка номенклатуры технических средств обучения должна выполняться на основе унификации их видов с учетом функционального назначения, уровней образования и образовательных стандартов, рубрик общероссийского классификатора продукции.
4.1.5. Разработка технических средств обучения должна выполняться с учетом их совместимости с другими компонентами образовательной среды, обеспечения функционирования на уровне рабочих мест, учебных классов и лабораторий, зданий и сооружений образовательных учреждений.
4.2. Классификация ТСО
4.2.1. Классификация необходима для унификации ТСО, совершенствования классификаторов продукции, идентификации, оценки качества и подтверждения соответствия конкретных моделей ТСО.
4.2.2. ТСО могут быть классифицированы по следующим признакам:
- по функциональному назначению;
- по принципу действий;
- по способу организации процесса обучения;
- по степени интерактивности;
- по характеру воздействия на органы чувств;
- по способу представления информации;
- по уровню образования.
4.2.3. По функциональному назначению ТСО подразделяют на:
- технические средства передачи учебной информации;
- технические средства контроля знаний;
- тренажеры;
- технические средства обучения и самообучения;
- вспомогательные;
- комбинированные.
4.2.4. По принципу действия ТСО подразделяют на:
- механические;
- электромеханические;
- оптические;
- звукотехнические;
- электронные;
- комбинированные.
4.2.5. По способу организации процесса обучения ТСО подразделяют на:
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- коллективные.
4.2.6. По степени интерактивности ТСО подразделяют на:
- без обратной связи;
- с обратной связью.
4.2.7. По характеру воздействия на органы чувств ТСО подразделяют на:
- визуальные;
аудиосредства;
аудиовизуальные.
4.2.8. По способу представления информации ТСО подразделяются на:
экранные;
звуковые;
экранно-звуковые.
4.2.9. По уровню образования ТСО подразделяются на общеобразовательные и профессиональные:
4.2.9.1. общеобразовательные:
для дошкольного образования;
для начального общего образования;
для основного общего образования;
для среднего (полного) общего образования.
4.2.9.2. профессиональные:
- для профессиональной подготовки (для лиц, не имеющих основного общего образования);
- для начального профессионального образования;
- для среднего профессионального образования;
- для высшего профессионального образования;
- для послевузовского профессионального образования.
4.3. Основные характеристики ТСО
4.3.1. Основные характеристики ТСО подразделяют на четыре группы;
- функциональные;
- педагогические;
- эргономические;
- эстетические.
4.3.2. Функциональные характеристики ТСО определяют способность обеспечивать необходимый режим работы (громкость и качество звучания; вместимость кассет аудиовизуальных средств, достаточная для проведения занятия с минимумом перезарядок; универсальность прибора)
Примечание - Функциональные характеристики определяются функциональными возможностями и свойствами выполнения этих функциональных возможностей.
4.3.3. Педагогические характеристики ТСО определяют соответствие возможностей ТСО формам и методам образовательного процесса, установленным в федеральных образовательных стандартах и учебных программах по дисциплинам.
4.3.4. Эргономические характеристики ТСО определяют удобство и безопасность эксплуатации; минимальное количество операций при подготовке и работе с устройством; уровень шума; удобство осмотра, ремонта, транспортирования.
4.3.5. Эстетические характеристики ТСО определяют гармонию формы (наглядное выражение назначения, масштаб, соразмерность); целостность композиции, товарный вид.
Ключевые слова: Технические средства обучения, классификация технических средств обучения, безопасность технических средств обучения, этапы жизненного цикла технических средств обучения. |