Р 50-605-93-94
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
ТРАНСПОРТ ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ
НОРМАТИВЫ РАСХОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Москва
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России с участием рабочей группы специалистов НИИУ Минэкономики Российской Федерации
РАЗРАБОТЧИКИ
В.А. Макарова, канд. техн. наук; Л.А. Филиппова; Е.В. Пашков, канд. техн. наук; М.Б. Плущевский
2 УТВЕРЖДЕНЫ Приказом от 10.06.94 г. № 29 директора ВНИИстандарт
3 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ
ВВЕДЕНИЕ
Энергоемкость национального дохода в России в 1,5 - 2 раза превышает уровень основных развитых стран. Более одной трети всех потребляемых в стране ресурсов расходуется нерационально. Поэтому энергосбережение должно стать одной из основных задач проводимой новой энергетической политики России.
Особенно повышается роль энергосбережения в условиях либерализации цен на топливно-энергетические ресурсы.
Одним из направлений этой политики является стандартизация и сертификация основного энергопотребляющего оборудования.
Троллейбусный транспорт относится к довольно крупным потребителям электроэнергии. Поэтому повышение эффективности использования электроэнергии на этом виде транспорта является важной государственной задачей, выполнению которой должна способствовать разработка данного документа-, так как установление и внедрение нормативов расхода электроэнергии будут способствовать рациональному и экономному потреблению энергии в городских хозяйствах.
Настоящие рекомендации носят рекомендательный характер и вводятся в действие на срок два года (с момента опубликования) для апробации в конкретных условиях производств.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Энергосбережение
ТРАНСПОРТ ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ
Нормативы расхода электрической энергии
Energy conservation. Trolley-bus.
Specifications of electric energy consumption
Дата введения 1995-01-01
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие рекомендации распространяются на модернизируемые и эксплуатируемые троллейбусы и устанавливают расход электрической энергии на единицу транспортной работы (1000 т×км бр.)
2 НОРМАТИВНАЯ ССЫЛКА
В настоящих рекомендациях использована ссылка на СНиП II-1-82 Строительная климатология и геофизика
3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В настоящих рекомендациях применяют следующие термины.
3.1 Троллейбус - вид городского безрельсового электрического транспорта, получающего энергию из сети постоянного тока.
3.2 Транспортная работа - работа подвижного состава по перемещению 1 т массы/бр. на расстояние в 1 км. Определяется на основании весовых данных подвижного состава и его пробега, количества перевезенных пассажиров и средней длины поездки одного пассажира.
3.3 Эквивалентный уклон - определяется как постоянный фиктивный подъем на маршруте или части его, при движении по которому в прямом и обратном направлениях необходима затрата подвижным составом той же энергии, что и при движении на действительном профиле.
3.4 Эксплуатационная скорость - средняя скорость прохождения троллейбусом всех расстояний (включая нулевые пробеги) за все время пребывания на линии (включая простои на конечных пунктах маршрута).
4 НОРМАТИВЫ РАСХОДА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
4.1 Нормативы расхода электрической энергии для подвижного состава троллейбусов на производство единицы транспортной работы должны соответствовать удельным расходам, указанным в табл. 1.
Таблица 1
Удельный расход электрической энергии Ei, кВт · ч/1000 т×км бр., не более |
|
ЗИУ-5 |
155 |
ЗИУ-682 |
150 |
ЗИУ-682 В |
168 |
Примечание - В таблице приведены типы подвижного состава троллейбусов, наиболее распространенные в Российской Федерации в настоящее время.
4.2 Нормативы расхода электрической энергии на производство единицы транспортной работы включают расходы электрической энергии на электротягу и рассчитаны при определенных эксплуатационных условиях.
- эксплуатационная скорость υэо = 16 км/ч;
- эквивалентный уклон iэ = 0;
- температура окружающего воздуха t = 5 °С.
Метод расчета нормативов в других условиях приведен в приложении А.
4.4 Определение значений удельного расхода энергии с целью проверки соблюдения нормативов должно проводиться в соответствии с «Правилами технической эксплуатации троллейбусов».
4.5 В нормативы расхода электрической энергии на производство транспортной работы подвижным составом троллейбусов не включаются затраты на вспомогательные нужды (отопление, вентиляция, освещение и т.д.), обеспечивающие устойчивую работу подвижного состава и заданные комфортные условия.
5 УЧЕТ И КОНТРОЛЬ НОРМАТИВОВ
Учет и контроль расхода электрической энергии подвижным составом осуществляют при помощи счетчиков электроэнергии постоянного тока.
Приложение А
МЕТОД РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ
А.1 Рекомендации на допустимые значения удельных расходов электрической энергии на производство транспортной работы разработаны на основании нормативных характеристик подвижного состава троллейбусов и анализа результатов испытаний подвижного состава в условиях эксплуатации.
А.2 Для троллейбусов, работающих в условиях эксплуатации, отличных от приведенных в п. 4.3 настоящих рекомендаций, при определении нормативов расхода электрической энергии применяются соответствующие нормативные коэффициенты, учитывающие реальные условия эксплуатации.
В этих случаях норматив расхода электрической энергии для соответствующего i-типа подвижного состава троллейбусов определяется по выражению
E'i = Eiqυqiqм, (A.1)
где E'i - удельный расход электрической энергии, кВт×ч/1000 т×км бр.;
qυ, qi, qм - нормативные коэффициенты, учитывающие изменение расхода электроэнергии в зависимости от реальных скоростей, уклонов и климатических условий.
Коэффициент qυ определяется по формуле
(А.2)
где υэ - реальная (планируемая) средняя эксплуатационная скорость движения, км/ч;
υэо - базовая средняя эксплуатационная скорость движения, км/ч (υэо = 16 км/ч).
Коэффициент qi определяется по формуле
qi = 1 + 0,02iэ, (A.3)
где iэ - средний эквивалентный уклон, %.
Изменение удельного расхода электроэнергии с увеличением эквивалентного уклона определяется на основе тяговых расчетов для участков пути с тяжелым профилем.
Эквивалентный уклон определяется как постоянный фиктивный подъем на маршруте, при движении по которому в прямом и обратном направлениях необходима затрата транспортной единицей той же энергии, что и при движении на действительном профиле.
Коэффициент qм определяется по формуле
qм = 1 + qτ + qc. (А.4)
где qτ - составляющая, учитывающая влияние температуры на удельный расход электроэнергии;
qc - составляющая, учитывающая усложнения условий уличного движения в результате снегопадов.
qτ определяется по выражению
qτ = -0,005(τ - 5), (А.5)
где τ - средняя многолетняя температура для расчетного периода года, °С.
qc принимается в зависимости от снежного покрова: при увеличении снежного покрова выше 20 см qc изменяется от нуля до 0,06 (возрастает на 0,01 на каждые 10 см снежного покрова).
Снежный покров и среднемноголетняя температура принимаются в соответствии со СНиП II-1-82.
Ключевые слова: троллейбус, электрическая энергия, удельный расход, транспортная работа, подвижной состав, нормативная характеристика
СОДЕРЖАНИЕ